aleksei_44

Category:

У нас проблемы с пролетариатом,- повелись на шизофрению, теперь ввек не расплатиться

Под иудейским игом... У нас проблемы с космосом. Или с Роскосмосом? 

wowavostok

Ущерб России от аварий в отрасли достиг астрономических сумм

На днях правительство опубликовало постановление о субсидировании страхования космических пусков. Затраты на страхование рисков предлагается повысить до 12,7 млрд рублей. При этом в финансово-экономическом обосновании к документам обнародованы цифры ущерба России от аварий в ракетно-космической отрасли.

За период с 2010 по 2018 год он превышает 35 млрд рублей.

Аварийные пуски 2010 – 2018 года

Всего, как свидетельствует документ, в 2010 – 2018 годах было совершено более 80 запусков космических аппаратов. Из них 11 закончилось авариями. В каждом отдельном случае у аварии был найден свой конкретный виновник.

Но вопрос остаётся открытым: в чем фундаментальные причины, с чем они связаны? С космосом или с Роскосмосом? А может быть, с общей системой организации нашего хозяйства, прежде всего науки и промышленности?

Космос, где трудно скрыть вопиющие ошибки, становится своего рода лакмусовой бумажкой, которая выявляет наши самые болезненные проблемы

Напомним, какие пуски не решили своих задач или закончились авариями в последнее десятилетие.

В 2010 году ракета РН «Протон-М» должна была вывести на орбиту три аппарата Глонасса. Пуск оказался неудачным, Глонасс рухнул в Тихий океан. Ущерб составил 2,5 млрд рублей.

( Свернуть )

2011 год вообще стал самым печальным для нашей космонавтики. 5 из 32 пусков не решили своих задач или закончились авариями. В результате мы потеряли военный аппарат «Гео-ИК-2», спутники «Экспресс-АМ4», «Меридиан», космический грузовик «Прогресс М-12М» и аппарат «Фобос-Грунт». Ущерб превысил 18 млрд рублей.

В 2012 году была беда со спутниками связи. Всё та же РН «Протон-М» не сумела вывести на орбиту «Экспресс-МД2» и «Телком-3». Ущерб - 6 млрд рублей. Помимо этого, из-за проблем разгонного блока «Бриз-М» не удалось штатно вывести на расчетную орбиту спутник «Ямал-402». Тут ущерб составил чуть меньше 100 млн.

В 2013 году была поставлена под сомнения сама конкурентоспособность Роскосмоса. РН «Зенит-3SL» потерпел фиаско с американским спутником Intelstat-27. РН «Протон-М, в свою очередь, опять же потерпел фиаско с тремя ГЛОНАСС-М. Ущерб - выше 4 млрд рублей.

В мае 2014 года в плотных слоях атмосферы сгорели спутник связи «Экспресс-АМ4Р» и ракета-носитель «Протон-М». Тогда же европейские навигационные спутники Galileo, которые должны были стартовать с космодрома Куру при помощи ракеты-носителя «Союз-СТ-Б» с разгонным блоком «Фрегат-МТ», не вышли на расчетную орбиту.

В апреле 2015 года случилась авария с грузовым транспортным кораблем «Прогресс М-27М». Он ушел на 30 км выше расчетной орбиты, а потом сгорел в плотных слоях атмосферы. Ущерб - 5 млрд рублей. Еще через месяц, - и опять с большой потерей имиджа Роскосмоса, - не удалось запустить мексиканский спутник MexSat-1. В июле «Союз ТМА-17М» пристыковался к МКС с нераскрывшейся солнечной батареей, а в декабре новейший спутник дистанционного зондирования Земли «Канопус-СТ» просто был потерян.

В декабре 2016 года грузовой корабль «Прогресс МС-04» вышел на нерасчетную орбиту и потерпел аварию.

28 ноября 2017 года ракета-носитель «Союз-2.1б» с разгонным блоком «Фрегат» должны были вывести на орбиту 19 различных аппаратов. Из-за неполадок в разгонном блоке все они рухнули в Атлантический океан.

Наконец, 11 октября 2018 года при запуске «Союза МС-10» с Алексеем Овчининым и Ником Хейгом на борту произошла авария ракеты-носителя. Люди, к счастью, серьезно не пострадали

Финансовые издержки в определенной степени позволило покрыть страхование (было возмещено около 20 млрд рублей). Однако ряд пусков не были застрахованы. Это привело к более чем десятимиллиардным потерям, «источники возмещения которых не установлены». Однако не всё измеряется деньгами. На вопрос, - кто посчитает репутационные издержки русской космической отрасли в результате этих аварий? - ответа нет, и не будет.

Долговая яма ведущих предприятий Роскосмоса

На этом фоне показательно, что ведущие предприятия, подконтрольные Роскосмосу – АО «Государственный космический научно-производственный центр им. М.В.Хруничева», ПАО «Ракетно-космическая корпорация «Энергия» и АО «Ракетно-космический центр «Прогресс» находятся в глубокой долговой яме.

Согласно данным Счетной палаты, именно «Роскосмос» имеет вторые по объемы суммы дебиторской задолженности по выданным авансам (около 230 млрд рублей)

При этом тяжелейшая ситуация сложилась в Центре Хруничева, единственном предприятии, которое производит тяжелые ракеты. Глава Роскосмоса Дмитрий Рогозин говорил: «Будем вытягивать предприятие из болота... Сначала необходимо реструктуризировать кредитную нагрузку и отсрочить уплату пеней и штрафов по прежним искам заказчиков... Затем, после 2022 года, выведем предприятие в плюс».

Впрочем, у г-на Рогозина всегда есть множество самых оптимистических планов. К сожалению, результаты его деятельности выглядят несколько более печально.

Кстати, на сегодняшний день Центр Хруничева должен «Роскосмосу», - по сообщению того же Рогозина, - около 26 млрд рублей по кредиту. В какой-то степени это сравнимо с тем, как если бы правая рука имела бы долги с процентами перед головой. Выглядит абсурдно, но абсурдно отчасти выглядит и вся наша экономика.

Как говорят в самом Центре Хруничева, он превратился из некогда успешной кампании с большим числом зарубежных заказов в убыточное предприятие, в том числе и ввиду политики Роскосмоса. К Центру было присоединено несколько «безнадежных» организаций, и с тех пор его проблемы «растут как снежный ком».

У РКК «Энергия» тоже немало проблем с «Роскосмосом». Только в 2017 году структура г-на Рогозина направила предприятию исков на 3,7 млрд рублей. Конечно, это гораздо меньше, чем у Центра Хруничева, но будущее королевского гиганта туманно. Число запусков Прогресса и Союза снижается, новых контрактов с США не предвидится.

Самарский «Прогресс» свою отчетность не публикует, но, по данным Росстата, его краткосрочные и долгосрочные обязательства превышают 60 млрд.

Проблемы – общие, решения – особенные

В сущности, проблемы нашей космической отрасли – это систематические проблемы всей интеллектуальной и хозяйственной жизни страны. Только здесь, где Россия еще не потеряла свои лидирующие позиции, хотя и сильно проигрывает в конкурентной борьбе, они обнажаются с предельной ясностью. При отличном инжиниринге у нас далеко не всегда профессиональный менеджмент, но дело даже не в этом. Всё начинается со студенческой скамьи, с подготовки специалистов и престижа профессии. Упирается в культуру производства. И, в конце концов, замыкается на коррупционной составляющей и общей нравственной атмосфере в экономике.

В ноябре прошлого года глава Счетной палаты Алексей Кудрин сообщил, что «Роскосмос» стал рекордсменом по финансовым нарушениям. Это и нарушения дисциплины, и нерациональные траты, и завышение цен (Кудрин назвал их «космическими»):

«Неправильно проводятся процедуры закупок, завышены цены, очень много омертвлено средств на недостроенные объекты или на объекты, которые просто простаивают, не использованы средства на счетах месяцами».

Это многое объясняет, и к этому трудно что-то добавить.

Космос – один из ключевых символов современной России, оставленный нам в наследство от СССР. Во многом он создаёт образ нашей страны и государства, - и для русских людей, и во внешнем мире

Поэтому, если начинать оздоровление всей хозяйственной системы, то именно отсюда. Космическая отрасль ждет профессионального руководства и последовательной государственной поддержки.

Дело за «Роскосмосом».

Андрей Полонский

Error

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.