aleksei_44 (aleksei_44) wrote,
aleksei_44
aleksei_44

Город Кунгур - "столица" Урала в 1736-1781 гг

Кунгур основан Ермаком на земле, отданной Иваном Грозным в вотчину Строгановым.
Возвращение «блудного сына» в 1663 году.
Накаряков А.В.
г.Пермь

Так следует из уважаемого исторического источника «Пермская летопись», - «а другіе, на томъ зимовьѣ, при рѣкѣ Сылвѣ жить остались, и сіе было первымъ начаткомъ Кунгурскаго поселенія» (Шишонко,вып.1,с.79).
Бассейн Сылвы за 10 лет до Ермака по царской Грамоте 1568 г. стал вотчиной Строгановых: «Просьба была удовлетворена, и Яков получил в 1568 г. жалованную грамоту на те места; „по реке Чусовой и по впадшим в нее речкам и озерам, с устья и до вершин, по обе стороны, той реки Чусовой» (Шишонко,вып.1,с.57).
То, что Кунгур был в трёх местах упоминается в книге Л.Ю.Елтышевой «Пиликины»,с.103. Второе местоположение обосновано в очерке ординского краеведа Новикова «Ординский район» - на речке Кунгур на месте нынешней Орды (Докладывалось мной на Грибушинских чтениях – 2017). Третье на берегу Ирени, где нынче село Троицк. Ну, а в 1663 Кунгур вернулся на своё исходное место на слиянии Сылвы и Ирени.
Вотчина была подтверждена 1614, 30 июля в грамоте царя Михаила Федоровича Андрею и Петру Семеновичам Строгановым: «и по Сылве реке от Чусовые реки в верх по обе стороны Сылвы реки и с речками, которые в те реки впали, от устья и до вершин, и с озеры, и с рыбными ловлями, и с их дворовыми крепостными всякими людми, и с посадскими людми, и с деревенскими крестьяны и со всяким городовым нарядом, и с хлебом, и с сеном, и с варничными дровы, и с железом, и с лошадьми, и со скотом рогатым, и со всякими их животом, чем отец их Семен преж сего владел порознь своими вотчинами» (Андреев,с.38))
Уместно напомнить, то время - феодализм-абсолютизм Грозный Царь Иван, крепостное право и бассейн Сылвы-Ирени принадлежит Строгановым как наследственная феодальная вотчина, «государство в государстве», с правом суда над жителями. Между 1614 г, владельцы - Строгановы, и 1624 г, перепись Кайсарова, – неопределённость. Полная перепись Кайсарова в источниках не приводится, сгорела в Московских пожарах, или уничтожена «заинтересованными» - неизвестно.
Однако, предрассудки живучи, СМИ и разные издания систематически муссируют небылицу, что «Кунгур основан на земле, купленной у «иренских татар»». Например, такое утверждалось 3 марта 2018 на ТВ «Россия-24» была передача о Кунгуре, и 4 марта в "Искре", публикация "Были и небылицы из истории Кунгура. След Ермака". По времени речь там о 1648 г, о Кунгуре на правом берегу Ирени на две версты выше устья р.Кунгур.
Позволю себе высказаться о «былях и небылицах». Поскольку у Яхонтова Кунгур и Ирень не упоминаются, исходным пунктом следует считать перепись М.Кайсарова 1623/24. В переписи значится так:
«У Карьевскихъ остяковъ, на родничке, на Дышеве **), мельница мутовка. Вотчина последнихъ (т.е. карьёвских остяков, А.Н.) рч. Камгуръ ***) отъ вершины до р. Ирени, по обе стороны, на 10 верстъ и отъ р. Камгура, внизъ по Ирени до Сухово врагу; (Шишонко, вып 1613-1645,с.253).
Примечание: Поскольку у большинства читателей доступа к бумажному варианту «Пермской летописи» нет, но на дворе компьютерный век, проще сверять по поисковикам: «Шишонко, Пермская летопись». Коды доступа не надёжны – линки быстро устаревают.
По М.Кайсарову бассейн р.Камгур записан за остяками, следовательно купленной у «иренских татар» - небылица. Далее оная небылица про «иренских татар» мусолится даже в центральных документах до 1845 года:
1651 год: « "а велѣно Кунгурскимъ и Степанова Городища новоселебнымъ крестьяномъ селитца по прежнему Нашему Великого Государя; указу, на Кунгурѣ, и на Степановѣ Городищѣ на порозшихъ, и на проданныхъ, и на закладныхъ земляхъ и угодіяхъ, которые земли, Сылвенскіе и Иренскіе татаровья, продали и въ закладъ заложили—къ Соли-Камской жильцу Федору Елисееву, да Соликамской Вознесенского Монастыря игумену съ братьею безъ Нашего, Великого Государя, указу — самовольствомъ, чтобъ имъ, Сылвенскимъ и Иренскимъ татарамъ, впредь неповадно было воровать своихъ ясачныхъ земель и угодей, . русскимъ людямъ продавать и въ закладъ давать"» (Шишонко,вып.3,с.296)
"Неповадно воровать" - это к тому, что земли, записанные в налоговой описи как разрешение на охоту и бортничество для сбора ясака,- татары стали "сдавать в аренду и продавать словно землевладельцы".
1845 год: „По указу Е. И. В. Пр. Сенатъ слушали.- Записку изъ апелляціоннаго дѣла о земляхъ, Пермской губерніи, Осинскаго и Красноуфиыскаго уѣздовъ.
Со стороны татаръ представлена въ доказательство, данная имъ 7184 (1676) г., выписка съ писцовыхъ книгъ 7131 и 7132 гг.(1623-1624), въ которой описаны за остяками, а отчасти за татарами и черемисами земли, по живымъ урочищамъ, именно:  . . Ирени, . . .  Камгуру,; документовъ же на то, что земли остяковъ перешли, по какому либо случаю, къ татарамъ—не представлено, . . . . . .   татарамъ Карьевской четверти отъ оной вотчины отказать и селиться не велѣть. . . .»
Аналогично разрешён спор и по другим претензиям татар:
«Межевая канцелярія, разсмотрѣвъ означенные споры, нашла во 1-хъ, что выписи 7184 г. съ писцовыхъ книгъ, на которой основано право Иштеряковск. татаръ на земли и пр. угодья значатся на планахъ, не за татарами, а за остяками и доказательствъ на то, чтобы изъ этихъ земель дано было, что либо татарамъ, нѣтъ». (Шишонко, вып.4,с.6-9)
В.Н.Шишонко приводит источник «выписи Кайсарова»:
«Примечание. Предлагаемая выпись изъ Кунгурскихъ писцовыхъ книгъ Михаила Кайсарова, найдена мною въ Пермскомъ губернскомъ архиве подъ № 6, въ деле подъ названиемъ: «Документы на Кунгурский уездъ». Эти книги написаны на весьма грубой серой бумаге, почеркомъ временъ Екатерины; они помещены въ двухъ тетрадяхъ, каждая въ четверть листа, сшитыхъ, перенумерованныхъ и скрепленных, по средине каждаго листа надписью: « секретарь Ондрей Чебакинъ». Последняя подпись недавнихъ временъ, а въ конце каждой страницы по листамъ написано: «съ подлиннымъ сопрялъ коллеж регистратор Федоръ Ш . . . Копии означенныхъ книгъ выданы просителямъ въ 1679 году 22 августа».
Копии означенныхъ книгъ выданы просителямъ въ 1679 году 22 августа по следующей челобитной:
«били челомъ Великому Государю, Царю и Великому Киязю Федору Алексеевичу, всея Белыя и Малыя, и Великия Poccin Самодержцу, Кунгурскаго уезду, Карьевские *), Верхъ-Иренские **), Бабинше *), Шаквинше **) ясашные,, татары $**), сотникъ Бакбайко Янышевъ съ товарищи:— вотчинные ихъ земли, Вознесенекаго монастыря ****) и съ Кунгурскими крестьяны землями смежно, а у нихъ де Татаръ съ Писцовыхъ книг Михаила Кайсарова и съ Отводныхъ кнйгъ Ивана Поливкина *****), выписей нетъ и владеть имъ, татарами, своею землею не почему,— чтобъ Велимй Государь пожаловали ихъ, татаръ, велЬдъ съ Писцовой книги Михаила Кайсарова и со отводу Ивана Поливкина дать имъ выпись,— почему имъ тою землею владеть,— и по указу Великаго Государя, Царя и Великаго Князя Федора Алексеевича всея Велиюя, п Малыя, и Белыя России Самодержца, а по помете на выписке дьяка, *), Павла Симонова, велено съ тех книгъ, противъ челобитья, дать выписи». (Шишонко,вып.2,стр.255-257).
Таким образом, по челобитной татар от 1676 г в 1679 г выдаётся «выпись» из переписи Кайсарова, по которой они оспаривают правомерность поселения русских крестьян на р.Кунгур, получают отказ, что воровать нехорошо, далее изготовляется копия «выписи», написанная почерком Екатерины, но якобы выданная в 1679 г, на сто лет раньше времени Екатерины, и представлена в сенат, как высший этап судебной системы Российской империи в 1845 году, а подпись под той бумагой-копией «недавних времён». Средствами массовой информации эта небылица-тяжба муссируется до сих пор.
Что здесь самое интересное? Не то, что Шишонко пустил в печать только выпись из  переписи Кайсарова по Сылвинско-Иренскому поречью, изготовленную и выданную по челобитной татар же (что в общем принято расценивать как дело потенциально-коррупционное), а то, что "выпись" сия выдана в августе 1679 года, после трёх последующих переписей Чемезова-642, Елизарова-1647, Бельского-1678. По общему административному порядку перепись Кайсарова после последующих переписей НЕДЕЙСТВИТЕЛЬНА (ничтожна на языке юристов). Соответственно и все последующие ссылки на Кайсарова и якобы акты купли-продажи с отсылкой права продавать к Кайсарову - ЮРИДИЧЕСКИ НЕДЕЙСТВИТЕЛЬНЫ, потенциально-КОРРУПЦИОННЫ.
По описанию похода Ермака очевидная небылица, к сожалению, многими охотно повторяемая, состоит в том, что Ермакова дружина «обмишенилась» и на развилке погребли не по Чусовой, а по Сылве». В 1570 году, за 10 лет до Ермака, Строгановыми на Сылве в 20 верстах от устья поставлен сторожевой острожек «Сылвенский» и дружина, идущая на войну межгосударственного масштаба, никак не могла прогрести «незаметно по ошибке».
Ещё о былях. Главная быль, конечно, в том, что освоение бассейна р.Кунгура (тогда Камгура) – это МОНАСТЫРСКАЯ колонизация и такой характер ей задал сам Аника Строганов, основавший Пыскорский (а можно его называть и Камгорский, коли первозаложен на берегу реки Камгорки) монастырь. Доказательства?  Состав жителей по «Селебным книгам 1648-51 гг.
http://kunguruezd.myqip.ru/?1-2-15-00000001-000-0-0-1501606954
Опять же, поскольку бумажных вариантов нет, а век компьютерный – гуглить по запросу «Селебные книги города Кунгура 1648-51 гг». Источник следует считать серьёзным – в основе микроплёнки из РГАДА.
По р.Кунгуру во всех селениях от д.Казаково до д.Лалетина на устье р.Кунгура «выходцы» из вотчин Строгановых и Пыскорского монастыря. Есть дворы и Вознесенского монастыря и Елисеевых, но единицы.
К небылицам опять же следует отнести что все 1222 душ мужского пола поселились на новом месте за один год. Тогда ведь не было ни ипотеки, ни машин-тракторов-механизмов, - только руки да топор и поставить дворы жители могли только за счёт своего прибавочного продукта, т.е. за время СВЕРХ необходимых усилий на ЖИЗНЕОБЕСПЕЧЕНИЕ семей (поесть, попить, одеться, кров для обогрева, корма и кров для домашнего скота на зиму) по реальному раскладу речь идёт о нескольких поколениях, а значит за исток надо брать Аникино-Ермаково время, конец 16-го века.
Про Ермака главная быль происходит из следующего, систематически цитируемого как несомненного сообщения летописей: «В понедельник, на страстной неделе, к Чердыни рать пришла ис Тюмени, Култук салтан Ивака царёв сын з братьею и з детми». Назначенный Иваном Ш князь В.А.Ковёр «несмотря на полую воду послал в погоню русаков в судах, которые в Сылве на перевозе не только догнали, но и побили заднюю заставу тюменцев». (Шишонко,вып.1,с.34)
Время - 1505 год, а страстная неделя - это неделя перед пасхой, - из чего следует, что татары набегали санным путём и с обозом, лошадкам 5 кг зерна или эквивалентного корма в день не дашь, значит седло на себе потащишь, как Печорин. И многие другие набеги, упоминаемые в источниках до Ермака могли быть только по трассе будущего Сибирского тракта. Трасса эта тогда была давно и надёжно изучена-освоена-наезжена и сено-зерно было у кого добыть, места плодородные. Важно, что в Чердыни знали,- каким путём татары будут убегать из набега и где их можно перенять, иначе не послали бы войско в погоню, мероприятие не из дешёвых.
Вот эти были-факты следует сравнить с небылицей, что Ермак с дружиной на военных стругах, с грузом оружия, продовольствия и прочего снаряжения, в сумме по три веса тела на каждого казака, поднялся по горной части Чусовой, около 350 км участок «В камнях», без коней, на одной мускульной силе казаков. Возможно только по Бажову, если «Ермаковы лебеди» через хребет перетащат.
Былью, опровергающей «Ермакову-Чусовскую небылицу» мог бы стать современный туристский маршрут, но увы: «В 1981 г. несколько хорошо подготовленных отрядов туристов пытались на современных легких лодках с небольшим грузом повторить маршрут Ермака, однако дальше устья р. Серебрянки никому из них за полтора месяца пройти не удалось». (В.А.Оборин, 1990). Единственный в мире «Музей Ермака» не экспонирует туристического маршрута «По пути Ермака» на моторных лодках или снегоходах, в январе 2019 даже «Лыжня Ермака» до Усть-Койвы не состоялась под снегом вода, лёд не надёжен. Курганские же краеведы развивают проект "ПУТЬ ЕРМАКА" по трассе Сибирского тракта https://iskra-kungur.ru/all/2018/06/05/21075/
Также в пользу того, что Кунгур основан Ермаком говорит устойчивый мем «Кунгуряки – ермаковы крестники», многократно отслеженный группой Пермских специалистов-историков и филологов (Чл.корр.РАН, доктора, кандидаты наук) несколько лет работавшей в Кунгурском районе, Подюков И.А. с соавт. Они так отмечают «следы Ермака»:
«На пути следования в Сибирь Ермак устраивал на защищенных природой местах острожки и крепости и оставлял на них по небольшому числу своих ратников, чтобы, в случае возвращения назад, пройденный путь был свободен».
Таковыми острожками следует считать Стефаново городище (нынче Ленск), Никольский острожек (нынче Орда), Торговище – это в Кунгурском крае, а на выходе к Екатеринбургу – Блимбай и Кунгурка

Андреев//Строгановы// М.»Белый Волк», 2002 г.
Елтышева Л.Ю. «Пиликины». Пермь, 2013.
Подюков И.А., Поздеева С.М., Хоробрых С.В., Черных А.В. «В каждой деревне че-то да разно». Пермь, 2007 г.
Шишонко В.Н. «Пермская летопись». Вып. 1-7 (Пермь, 1881-1889) .
Subscribe

  • Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments