aleksei_44 (aleksei_44) wrote,
aleksei_44
aleksei_44

Categories:

Тюльпанная лихорадка, Мария Себилла Мериан и Куда исчезли пламенные тюльпаны, Часть I

Оригинал взят у conjure в Тюльпанная лихорадка, Мария Себилла Мериан и Куда исчезли пламенные тюльпаны, Часть I
Вы уже поняли по заголовку, да, что тут просто не будет? Так и есть. Я не только в музеи так хожу, что потом погружаюсь в развёрнутую детективную работу на несколько недель. Кино тоже не исключение. В этот раз поиски и открытия превзошли все мои ожидания. А началось всё с того, что недавно я отправилась на потрясающе прекрасный и давно ожидаемый фильм - «Тюльпанная лихорадка». Разве могла я такое пропустить? Голландия 17 века, истории любви, художники, великолепные костюмы и море тюльпанов! Пост с детективным расследованием получился очень большим. Поэтому я разбила его на 2 части. Сегодня, собственно, первая часть для вас.


Кадр из фильма «Тюльпанная лихорадка», 2017 год

О понятии «Тюльпанная лихорадка», вернее «Тюльпаномания»[5], я слышала в одной связке с, казалось бы, очень странной вещью - «Чёрной пятницей» на бирже (Black Friday). Причём это не та «Чёрная пятница» в американских магазинах (перед Рождеством?), когда любую вещь можно купить с огоромной скидкой, а обвал на торгах - настоящий коллапс, когда банкроты из окон своих пентхаузов выпрыгивают. В 17 веке в Нидерландах как раз произошёл первый в истории биржи обвал - лопнул мыльный пузырь торгов редких сортов тюльпанных луковиц. За необычные тюльпаны, купленные по 20-кратной цене до обвала, на следующий день не дали ни гроша. Виновником этого события считают лабильную человеческую психику. Речь о неком моменте по времени на торгах, когда люди пугаются баснословно растущих цен, подозревают, что события не могут и дальше так хорошо развиваться, начинают дрейфить и быстро избавляться от луковиц акций, пока не стало совсем поздно. В итоге товар сильно обесценивается и приводит к разорению тех, кто надеялся продать его ещё подороже.

Авторы фильма «Тюльпанная лихорадка» выдвинули версию, что "курс" луковых акций обвалился, потому что власти закрыли биржу и прикрыли все тайные торги. Кстати, исторические торги проходили совсем не в Амстердаме, а в голландском Алкмаре (нидерл. Alkmaar). Понятие тюльпомании даже вошло в книги по истории как чёрная пятница Алкмара. Так же существуют исторические доказательства того, что тюльпанную биржу закрыли уже после того, как огромное количество людей обанкротились и стали посмешищем общества. Более того, ещё много лет после закрытия биржи шли сотни судербных тяжб, в которых люди жаловались, что товар, который на тот момент был ещё в земле (ведь дело было в ферале), не оправдал ожиданий покупателей. [1]

Художественный фильм «Тюльпанная лихорадка» был снят по одноимённому любовно-историческому роману Деборы Моггэч (Deborah Moggach): Tulip Fever: A Novel. Если честно, я уже смеюсь в голос, когда очередной успешный именно британский автор рассказывает, что как только вышел его роман - права на экранизацию тут же захотел купить Спилберг. Вот тут совсем недавно я писала о Поле Хокинс, авторе романа "Девушка в поезде". Хотя там действительно Спилбергу достались тексты. Он какой-то прям нервный, этот Спилберг - скупил уже весь британский книжный рынок ;-) Как будто дома его плохо текстами кормят. К счастью, права на книгу «Тюльпанная лихорадка» ему всё-таки не достались. А вот автор, как и ряд других (как та же Пола Хокинс или Стивен Кинг), уже прямо по традиции снялась в эпизодической роли в фильме. Скоро будем так делать: смотришь фильм - найди в нём скрывающего автора. Как там сказал Мефистофель-Альпачино в фильме «Адвокат дьявола»? «Тщеславие - мой самый любимый грех!» ;-)

Съёмки фильма проходили в Великобритании и в Австрии, а не в нидерландском Амстердаме, хотя иллюзия присутствия в Нидерландах просто потрясающая. Роман я не читала, увы, но мне было очень любопытно узнать, причём тут любовная история и первый катастрофальный провал на бирже. Игра слов или красивый фильм о судьбах нидерландцев 17 века?


На съёмочной площадке фильма «Тюльпанная лихорадка». Дебора здесь смеющаяся дама, на которой завязывают воротник. Фотография отсюда: moviepilot.de

Мои детективные расследования я проиллюстрирую для начала вот этой работой немецкого художника-графика Якоба Марреля. Тюльпаны много кто писал и рисовал в то время. Я даже видела версию, что изображённые ниже "пламенные тюльпаны" якобы называют Рембрандтом, потому что именно он их много писал.[10] Но это глупости. Рембрандт нервно курит в углу по сравнению с тем, СКОЛЬКО тюльпанов написали, нарисовали и напечатали художники нидерландских школ Утрехта и Хаарлема, о которых я рассказываю ниже. К тому же, как вы поймёте из текста, мой выбор Марреля в качестве примера для этого поста далеко НЕ случаен.

В фильме «Тюльпанная лихорадка» белый тюльпан с красными языками пламени, который можно увидеть ниже в правой части иллюстрации Марреля, называют "Адмираэль Мария". Якобы по имени любимой женщины продавца загадочной луковицы. На самом деле речь о редком виде тюльпанов, которые вошли в историю ботаники под названием «Semper Augustus». Только вот незадачка! Если вы сейчас напряжёте память и мысленно пробежитесь взглядом по вёдрам с тюльпанами в цветочном, то быстро вспомните, что таких тюльпанов сейчас днём с огнём НЕ сыскать! И я вам с удовольствием расскажу, куда они пропали и почему. Поехали?


Jacob Marrel: Zwei Tulpen, ein Schneckenhaus und ein Insekt, 1634


Кто был декоратором?
Каждый кадр этого фильма - картина маслом! Декоратором картины была знаменитая Ребекка Олвей (Rebecca Alleway)[7]. Именно благодаря ей зритель погружается с головой в убранство и красоту домов того времени. Вот, к примеру, снимки с сайта Ребекки.


Фото с сайта декоратора картины Ребекки Олвей


Фото с сайта декоратора картины Ребекки Олвей


Кадр из фильма «Тюльпанная лихорадка», 2017 год


Слева кадр из фильма, справа фото с сайта декоратора картины Ребекки Олвей

Художник по костюмам Майкл О'Коннор тоже превзошёл сам себя, на мой взгляд. Кстати, не так давно у Ирины Жигмунд (la_gatta_ciara) вышла красивая статья с рассказами о вышивках того времени, тканях и пышных белых воротниках, а так же с переводом интервью c Майклом о работе над костюмами для фильма: Фильм «Тюльпанная лихорадка»...

Я же именно благодаря фильму «Тюльпанная лихорадка» сделала для себя море потрясающих открытий в несколько другой сфере. Меня больше заинтересовали исторические и художественно-изобразительные аспекты фильма. Ведь там один из главных героев - художник Ян ван Лос, которого играет американский актёр Дейн Дехан (Dane William DeHaan). Создатели фильма очень щедро рассказали о жизни Яна. Там есть всё: и мастерская, и рабочие моменты - как именно художники писали картины с моделями у них дома и в условиях студии, и наброски, и даже упоминание тематики картин того времени.


Мастерская молодого художника Яна ван Лоса. Работа над двойным портретом в условиях студии. Кадр из фильма «Тюльпанная лихорадка», 2017 год


Создание набросков Яном. Работа над портретом с моделями. Кадр из фильма «Тюльпанная лихорадка», 2017 год


В мастерской художника. Кадр из фильма «Тюльпанная лихорадка»

Кто рисовал картины для фильма?
Актёр Дейн Дехан до съёмок в «Тюльпанной лихорадке» совершенно не умел рисовать. Ему пришлось брать уроки у Джейми Роутли (Jamie Routley)[9], чтобы войти в роль. Именно Джейми писал портреты для фильма. Ниже можно посмотреть на работы с его сайта и на соотвествующие кадры из фильма.


Работы Джейми Роутли для фильма взяты с сайта художника: Jamie Routley


Кадр из фильма «Тюльпанная лихорадка», 2017 год


Работы Джейми Роутли для фильма «Тюльпанная лихорадка». Кадр из фильма.


Мастерская художника Яна в фильме «Тюльпанная лихорадка». Слева художнику позирует служанка в студии художника, чтобы не утруждать госпожу (жену заказчика) длительными сеансами позирования. Фотографии с сайта декоратора картины Ребекки Олвей

Но почему Нидерланды, правда же? Откуда такая потрясающая популярность искусства, садоводства и прочего?

Для этого немного занимательной истории. 17 век был Золотым веком (нидерл. Gouden Eeuw) для молодой страны купцов и промышленников, художников и кораблестроителей, архитекторов, мельников, сыроделов и... садовников. Молодой, потому что примерно в это время Нидерланды отвоёвывает независимость у могущественной Испании. Свежеиспечённой республике остаются шикарные торговые пути, в том числе и в Новый Свет, а так же хорошо развитые, бурлящие торговые порты на берегу Северного моря. Кстати, вы же знаете, да, что даже известный нам Нью-Йорк (Новый Йорк) назывался в то время Нью-Амстердам (Новый Амстердам)? [11]


Фрагмент карты Нью-Йорка во времена, когда он ещё был частью голландской колонии и назывался Нью-Амстердам. Изображение отсюда.

Нидерланды 17 века - магнит для охотников за богатством, торговцев, учёных, художников и вольнодумцев со всей Европы. Ведь правительство молодого государства предоставляло большие религиозные свободы своим гражданам, потрясающие возможности для образования и огромное поле для заработка хороших денег. Многие писатели и исследователи приезжали в Нидерланды с целью опубликовать свои труды. Молодая республика стала тогда на целых 100 лет важным центром науки и культуры, а так же самой свободной страной Европы![2]

Как следствие, у молодой нидерландской республики выросла не только численность населения, но и его, населения, благосостояние. Граждане Нидерландов позволяли себе люксус, которому могли только позавидовать соседние страны, сотрясаемые в то время различными катаклизмами. Богатые украшения, искусно выкрашенная и расшитая одежда, ткани и бумага, дорогие пигменты, фарфоровая утварь из Китая, нарядное убранство домов и стол, полный экзотических яств - обыденные вещи даже для людей среднего класса молодой республики.


Кадр из фильма «Тюльпанная лихорадка», 2017 год


Кадр из фильма «Тюльпанная лихорадка», 2017 год. Кристофер Вальтц в роли купца Корнелиуса Сандфордта. Чёрная одежда в протестантской Голландии считалась признаком большого богатства. Для того, чтобы выкрасить ткань в глубокий чёрный, нужно было обращаться в специальные красильные мастерские, которые хоть и известны со средневековья, но и в 17 веке всё ещё были большой редкостью. Для покраски тканей красильщики использовали только натуральные пигменты, которые кроме всего прочего добывали из сажи и экстрактов довольно редких сортов растений. Например, из рододендрона с добавками элементов из железной руды.[6]

Живопись и графика как роскошь
Как вы уже наверняка поняли, к предметам люксуса относилась живопись и графика. Именно в 17 веке развитие живописи в Нидерландах достигло своего апогея настолько, что многие историки, наши с вами современники, начинают описание и анализ Золотого века Нидерланд с введения в историю искусства того времени. Чтобы вы примерно представляли, почему так, вот вам парочка знаменитых имён того времени: Питер Брейгель (Младший) (нидерл. Pieter Bruegel de Jonge, 1564 — 1636), Рембрандт (нидерл. Rembrandt Harmenszoon van Rijn, 1606—1669) и Ян Вермеер (нидерл. Jan Vermeer van Delft 1632—1675).


Pieter Brueghel der Jüngere, nach Pieter Bruegel dem Älteren: Die Volkszählung zu Bethlehem. Lille, Palais des Beaux-Arts


Фрагмент картины Вермеера. Johannes Vermeer (1632-1675) "Woman Writing a Letter with her Maid", c.1670-71 Oil on canvas, 72.2 x 59.7 cm National Gallery of Ireland, Dublin Photo © National Gallery of Ireland. [12]


Ян Вермеер, "Бокал вина" (нидерл. Het glas wijn), 1660г. Холст, масло. 66.3 × 76.5 см. Берлинская картинная галерея, Германия [13]

Не так давно я писала, что фламандская живопись уже в 15-16 веках пользовалась большой популярностью в Европе и приводила в пример Яна ван Эйка и школу "Ранней нидерландской живописи". А теперь представьте только, что существуют свидетельства того, что во фламандском Антверпене 17 века проживали более 300 мастеров живописи и графики.[4] И это только те, кто был от заката и до рассвета загружен работой и заказами и регулярно отмечался в отчётных книгах. Для сравнения, в то же время в Антверпене числились всего 169 пекарей und 78 мясников. Хотелось бы такую ситуацию с искусством сегодня, правда же?

Я выше упоминала уже мега-продуктивность художников Хаарлемской школы живописи. Вот вам один из любимых мотивов на заказ. Примерно такие натюрморты висели в те времена в каждом уважающем себя доме.


Флорис ван Дайк (Floris van Dyck (1575 - 1651), "Голландский банкет с сыром, хлебом, орехами и фруктами", 1613, масло по дереву, 49.1 × 77,4 cм. Кстати, Флорис был одним из основателей школы нидерландского банкетного натюрморта, известного так же под названием "Хаарлемская сервировка" (нем. Haarlemer Schautafeln или англ. Haarlems Still Life - не путать с нью-йоркским Гарлемом) по названию города Хаарлем, в котором школа достигла своего расцвета. Здесь речь о типичном примере натюрмортной, постановочной живописи этой школы. [3]

Это вот всё тоже о богатстве владельцев.


Йорис ван Сон (Joris van Son, 1623-1667), Натюрморт с фруктами в фарфоровой миске, устрицами и виноградом на выступе, 1654, масло по дереву, 29.6 х 34.8см

За сравнительно короткое время молодая и густо населённая республика Нидерланды обогатилась сразу несколькими художественными центрами. Самыми известными как раз и были Амстердам (Amsterdam), Хаарлем (Haarlem), Утрехт (Utrecht), Ден Хааг (Den Haag) и другие. Некоторые источники даже утверждают, что страна Нидерланды превратилась в одну большую художественную фабрику.[4] Ежегодно на нидерландский рынок живописи "выбрасывались" до 70.000 картин. То есть понимаете, да, эту математику? Порядка 700 нидерландских живописцев создавали до 100 картин в год! Причём абсолютно каждый нидерландец (вельможа или купец, рабочий или крестьянин) того времени владел как минимум 3 картинами фламандских мастеров.[4] Кто из сегодняшних рабочих и крестьян может похвастаться настоящим живописным полотном современного мастера у себя на стене?

Традиционные библейские сцены, которые доминировали рынок искусства в остальной Европе, отвергались гражданами Нидерландов. Как последователи Реформации они считали библейскую живопись слишком католической. Протестанты хотели видеть на стенах своего дома отражение собственных религиозных взглядов и стиля жизни. В первую очередь они хотели видеть на полотнах себя - за работой или в домашних условиях. Отсюда и такой поток живописных портретов нидерландцев в домашней обстановке. Большой популярностью так же пользовались так называемые "Ванитас-мотивы". Ванитас (лат. vanitas, букв. — «суета, тщеславие») — жанр живописи эпохи Золотого века, аллегорический натюрморт.[14][15]

В фильме художник Ян как раз предлагает Корнелиусу Сандфордту (Кристофер Вальтц) украсить портрет типичными символами: черепом - напоминанием о неизбежной смерти, цветами - символом любви, нежности, но и тленности, и прочими предметами, которые бы подчеркнули богатство и состоятельность их владельца.


Кадр из фильма «Тюльпанная лихорадка», 2017 год


Адриан ван Утрехт (Adriaen van Utrecht), Натюрморт с цветами и черепом, около 1642, холст, масло, 67 x 86 cm

Кстати, по словам автора романа «Тюльпанная лихорадка» Деборы Моггэч, на книгу её тоже вдохновил фламандский мастер, работу которого она приобрела на художественном аукционе Christie's. [17] На фото ниже это произведение висит по центру за спиной Деборы.

312.jpg
Портрет Деборы Моггэч (Deborah Moggach) из интервью аукциону Christie's. Photograph by Gareth Phillips

Дебора рассказала в интервью аукциону, что была очень удивлена их доступными ценами на старых мастеров и тут же купила себе сразу три картины (всего за нелепые 15.000 фунтов, чего уж там). Если вдруг вы не в курсе, Christie's - это один из старейших и успешнейших аукционов мира по продаже предметов искусства. Они сами о себе вот так говорят:"Founded in 18th Century London, today we are a global art business" ("Основанные в 18 веке в Лондоне, сейчас мы глобальный бизнесс искусства.)[18] Сами понимаете, да, "мы Николай второй" и "Государство - это я". Так и Кристис:"Бизнесс в искусстве - это мы".

Но когда Дебора увидела работу Джоба Беркхайда (Job Adriaensz. Berckheyde, 1630-1693) сидящей женщины с прислугой, автор влюбилась в это произведение. Но увы, она уже потратила все деньги на другие работы. В итоге картина всё равно оказалось у Деборы и вдохновила её на создание романа «Тюльпанная лихорадка» [17]. Цитата: «На картине изображена женщина, которая готовится к выходу в свет. На ней отороченный мехом бархатный жакет, который в то время был очень моден, и она взирает на нас с холста с очень загадочным выражением лица. Служанка подает ей жемчужное ожерелье, а слуга — бокал вина. Она избалована, довольно богата, но ее выражение лица заставило меня задуматься. Она явно что-то замышляет. Интересно, куда она собралась? Быть может, туда, где ей не следовало бы находиться? Я повесила картину у себя в гостиной. Я все смотрела и смотрела на нее...»[10]

337.jpg
Circle of Job Adriaensz. Berckheyde (1630-1693), A Maid dressing a Lady, as a Manservant proffers an Ewer on a Tray, as a child looks on from an adjacent bedroom (The picture displayed depicts Hercules slaying Cerberus). Oil on canvas. 24¼ x 18⅜ in (61.6 x 46.7cm). Sold for £5,750 in the Old Master Pictures sale on 31 December 1996, at Christie’s in London


Как сказала Дебора в интервью Tulip Fever Movie inspired by Old Master painting at Christies, на одном из кино-фестивалей её спросили, сценарий к какому бы фильму она хотела написать. Автор ответила, что что-нибудь про Вермеера. Ей так нравится рассматривать его работы и следовать за его визуальным рядом. В итоге она всё-таки "проследовала" за другим, но тоже нидерландцем, и рада, что оживила женщину с картины старого мастера.[17]

Но, вернёмся к тюльпанам. По фильму художник Ян изображает рядом с типичными мотивами жанра Ванитас - тюльпаны. И если сейчас можно прочесть, что эти цветы считаются по символике жанра олицетворением беспечности и алчности, то до обвала тюльпанной биржи в феврале 1637 года в Алкмаре тюльпаны были символом неслыханного богатства! Причём стоили они настолько много, что нидерландские богачки украшали себя тюльпанами вместо золота и драгоценностей. [1]

В фильме круг как раз замыкается на том, что художник понимает, что для того, чтобы бежать с возлюбленной, ему нужны деньги. А заработать их можно куда быстрее на торгах луковицами, чем живописью. Для сравнения, предполагаемому учителю Рембрандта — Якобу ван Сваненбургу (нидерл. Jacob van Swanenburgh, 1571-1638) для того, чтобы заработать один гульден, нужно было написать три тюльпана. [10] На бирже в Алкмаре некоторые луковицы продавались по цене до 6000 гульденов. Стоит ли удивляться, что тюльпанная лихорадка накрыла всех, кого можно.

Когда-то круг так же замкнулся и для немецкого художника-графика Якоба Марреля (Jacob Marrel, 1614-1681), которого я упоминаю в начале этого поста. А почему - об этом во второй части рассказа ;-) Там же будет и рассказ о том, почему в современных магазинах больше нет этих прекрасных тюльпанов с красными языками пламени.

_____________________
Источники
[1] - Документальный фильм немецкого телеканала Phoenix «Тюльпанная лихорадка»
[2] - Holländische Malerei
[3] - «Накрытые столы» («Банкеты» и «Завтраки»)
[4] - Золотой век Нидерландов (текст на немецком)
[5] - Тюльпомания
[6] - Schwarzfärberei
[7] - Rebecca Alleway
[8] - Jacob Marrel
[9] - Jamie Routley
[10] - Триллер «Тюльпанная лихорадка», вдохновленный аукционом старых мастеров
[11] - New Amsterdam
[12] - Vermeer ‘gives you ideas, but not the manual’
[13] - Ян Вермеер, "Бокал вина"
[14] - Vanitas-Stillleben
[15] - Аллегорический натюрморт
[16] - Адриан ван Утрехт
[17] - Tulip Fever Movie inspired by Old Master painting at Christies
[18] - christies.com/about-us


PS/ По случаю делюсь тревогами. Загадки про РФ - когда же закончится продразвёрстка!!!.
По факту колхозы были замаскированной формой всё той же продразвёрстки и . . .
И закономерный итог - нынешняя ситуация, когда больше половины еды в магазинах - импортные суррогаты . . .
Попытки обсудить по сути парадокс, - раньше ели свои продукты, а теперь чужие суррогаты:


Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments