aleksei_44 (aleksei_44) wrote,
aleksei_44
aleksei_44

Саратов - типовая проблема России, с которой надо что-то делать

Оригинал взят у gre4ark в Саратов - типовая проблема России, с которой надо что-то делать


Российские города деградируют. Разруха, безвкусица, идиотизм, заброшенность - можно придумать много слов, чтобы описать среднестатистический город в стране. Этот факт, который виден даже обывателю, долгое время игнорировался властями, зато сейчас об этом заговорили открыто - это первый шаг для решения проблемы.

На неделе я вернулся из Саратова, где проходил форум по урбанистике «Среда для жизни: квартира и город». Сразу скажу, что город мне удалось посмотреть из окна автомобиля (что нехорошо) и буквально обойти пару улиц в центре города. Да, плохой из меня урбанист) Хотя, объективно оценить Саратов всё равно не получилось бы - к форуму власти навели потёмкинских деревень какой-то порядок, заклеили весь город баннерами и наустраивали разных акций с перекрытиями - это слабо похоже на повседневность.

Благо саратовские ошибки типовые, на которые я насмотрелся в Красноярске, Сочи, Калининграде, Рязани, Кирове и так далее. Видимо, поэтому Саратов и был выбран для подобного слёта чиновников, урбанистов и архитекторов - чтобы быть к проблемам поближе.


Типовые ошибки

Посмотрите на эти фотографии, и скажите, где такого нет:


Визуальное захламление города и утрата архитектуры:




Вид на красивый старый рынок умудрились закрыть ларьками:


Умирающий общественный транспорт:


Устойчивое развитие на буксире...


Игнорирование пешеходов, велосипедистов, пассажиров автобусов в транспортной политике:


Спасение от пробок путём подливания бензина добавления новых полос? Это же святое! Вот и в Саратове пошли по пути односторонних улиц (почему это плохо), благо на эстакады и туннели денег нет:


Мало парковок? Нарежем ещё!


Подумаешь, что спрос на бесплатную парковку удовлетворить невозможно - в Саратове об этом не знают и свято пытаются закатать в асфальт максимально всё:


Удивительно, как в горячке тут не срубили все деревья вдоль улиц:


Качество общественных пространств определяется количеством лавок и урн:


Пешеходная инфраструктура:


Всё разбито, зато дерево побелено - значит всё в порядке:


Берёзки и тропинки... душевно, прямо как в деревне. На центр современного города не похоже:


Дворы:







Есть несколько отличий от средней урбанистической температуры по стране. Каким-то чудом в Саратове остался целостным исторический центр. Не отдельные дома, а прямо весь центр. Признаюсь, это впечатлило больше всего, но фотографий я почему-то сделал мало )


Жалко, но старина рискует развалиться сама:


Красота какая!


В этих домах до сих пор живут люди. Явно сами они не потянут реставрацию и ремонт, даже с конскими сборами за кап.ремонт.


Перед форумом на главной пешеходной улице успели запустить дизайн-код, который регламентирует размещение рекламы и вывесок на фасаде. Абсолютно правильное решение - фасад дома и его архитектура является частью города, а не принадлежит только частным лицам. В Москве подобная история творит чудеса. Осталось запустить дизайн-код на весь город)


Саратов обошла стороной болезнь забора головного мозга и закрытия переходов во имя спасения от пробок. Прямо чудо чудное, я серьёзно.


Также тут игнорируют разделение светофорных фаз на автомобильные и пешеходные - для перехода и проезда надо ждать зелёный сигнал не полторы минуты, а 30 секунд.


Во время спасения города от коллапса с помощью одностороннего движения, город оставил встречные выделенные полосы. Непонятно как, но молодцы. Только вот появился эффект резинящих автобусов - частники едут со скоростью пешехода по выделенкам, чтобы собрать побольше пассажиров и не дать себя объехать конкурентам. Ужас, но это саратовская действительность. Фича похлеше кукушек из Красноярска.


Про ошибки в планировании новых районов и содержании советских спальников говорить не будем - отдельная большая проблема. Плюс у меня нет фотографий с местности)

Почему всё так плохо?

О, это тема для нескончаемых рассуждений! Любимый ответ чиновника - нет денег. Мой любимый ответ - нет желания, знаний и долгосрочного планирования.

Посудите сами, почему на покраску всех бордюров и побелку деревьев (то есть бессмысленную имитацию бурной деятельности) есть деньги и люди, а чтобы отремонтировать их - средств уже нет?




Почему новые баки закупаются без педалей? Чтобы мусор разносился ветром и животными?


Почему деньги на нарезку карманов, новые знаки, расширение дорог, подземные переходы и прочее находятся, а на развитие общественного транспорта или велодвижения нет? Многое можно было бы сделать даже без каких-либо капитальных работ, а просто с помощью переразметки. Например, тут вошли бы велополосы:


Немного поясню: видите зазор между машиной и следующей полосой движения - эти метры асфальта пропадают. Просто не используются. Вроде у вас улица с 3 полосами, а по факту с 1,5. Хотя эти метры можно пустить на велополосы или расширения тротуара - у автомобилистов останется то же самое, а для остальных условия улучшатся. Уверен, что на большинстве улиц за счёт оптимизации и сужения полос войдут даже выделенные полосы без вреда для автомобилистов.


Часто необходимость карманов обосновывают как раз пропадающей полосой движения. Деньги потрачены, отчёты написаны, а полоса как была неполноценной, так и остаётся. К тому же повышается аварийность - припаркованные машины закрывают треугольник видимости и пешеходов:


Принцип работы чиновников никогда не основывается на эффективности, в этом плане мы не первые в мире. Но это не значит, что не надо стараться делать хорошо. В России очень любят мегапроекты, но не любят работать с деталями. Поэтому при выделении денег на что-либо массовое будут ошибки, с вероятность 90% получится лажа. Но ошибки не исправят, потому что содержанием города у нас умеют заниматься на уровне покраски деревьев и побелки бордюров в субботник.




Спорим, что если я года через два приеду в Саратов, то на главной пешеходной улице города урны так и будут стоять с не вкопанной плитой основания и будет лужа с фото выше?


Что теперь делать?

Выгнать всех негодяев и взять белых-пушистых чиновников и менеджеров у нас не получится - не стоит верить в эти сказки. Точно так же не получится сделать вжух и запустить местное самоуправление с конкуренцией за голоса жителей и институтом репутации. Поэтому остаётся делать добро и бежать.



Деградация воспринимается людьми и чиновниками как норма - это основная беда. С у нас нет денег аналогично - вроде ок, продолжаем жить в говне, ведь ответственные за поиск денег и возможностей их не нашли.



Остаётся спускать полезные и правильные решения сверху, помня про мудрость с рыбой и удочкой, - принцип просто дать денег и отстать не работает, ведь на местах всё размажут по городу и получат увеличение на 1,153% урн у подъездов (то есть 0 эффекта). Нужно долго и упорно рассказывать, как всё должно быть и как это делать. Надо создавать места, которые бы изменили представление жителей и администраций о городе - в первую очередь о локальных, недорогих и быстрых проектах. Важно поменять мировоззрение, чтобы создать общественный запрос на возрождение городов и толкающий эффект от знаковых проектов.



Это может быть проведение фестиваля на площади-плаце, лекции, перекрытие улиц, тактический урбанизм, частно-государственное партнёрство, конкурсы, гранты на инициативы по реконструкции дворов и так далее. Возможности есть даже при маленьком бюджете, но их надо искать.



Поэтому к подобным набегам и акциям сверху я отношусь скорее позитивно - есть реальный шанс зажечь огонь в глазах горожан, которые потом будут теребить местных чиновников. Не получится десятилетиями откладывать благоустройство улиц и площадей, когда за неделю и крохотный бюджет была изменена до неузнаваемости площадь. Не получится превращать улицы в парковки, когда люди ходили по ним пешком и наслаждались безопасным общественным пространством без машин. Не получится твердить это невозможно, когда всё возможно.

Было бы хорошо, если после посещения подобных форумов исполнители и менеджеры из городских администраций запомнили что-нибудь правильное и нужное. Даже если процесс изменений запустится в 2 городах из 10 - уже будет прогресс и начнётся конкуренция городов за людей с борьбой за городскую среду.



Увы, горькие думы в Дни Победы.
Нынче землёй-Кормилицей, за которую много поколений предков пролили моря крови, странная публика торгует, сдаёт в аренду, даже без паспортов состояния её здоровья. Барыги высасывают остатки соков, накачивают ядохимикатами, снимают навар и бросают . . .
На высшем научном форуме о земле ключевые вопросы остаются без рассмотрения, вот пример:

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments