aleksei_44 (aleksei_44) wrote,
aleksei_44
aleksei_44

Categories:

Почему появлялись профтехшколы, пример Кунгура

Оригинал взят у amir_mahmudov в Почему появлялись профтехшколы, пример Кунгура
Интереснейшая статья klimakov Рекомендую.

Почему появились профтехшколы, пример Кунгура

Подготовился к традиционным Грибушинским чтениям в Кунгуре (в этом году они пройдут 23-26 апреля). Собрал силы на сюжет из истории уральского профтехобразования, который давно привлекал мое внимание, но все не хватало упорства к нему подступиться.

Суть. В 1870-е богатый купец-чаеторговец А.С. Губкин пожертвовал огромную сумму, устроил и обеспечил содержание в родном Кунгуре технического училища и приюта для девочек с рукодельной школой: отдал на это дело, по разным оценкам, от 700 тыс. до 1 млн., при том, что расходная часть городского бюджета составляла около 50 тыс. рублей.

Учебные заведения вышли роскошными, с современной учебно-практической частью, о них много говорили, превозносили Губкина – но на деле дорогостоящее техническое училище, формально образцовое для всего Урала, долго шло через пень-колоду, без каких-либо результатов, демонстрируя провинции, по сути, свою инородность. Хотя, заметим, в первый же год своего существования училище было принято – первым по счету учебным заведением в урало-сибирском регионе – «под высочайшее покровительство» цесаревичем Александром (будущим императором Александром III), вторая особенность – Губкин почему-то слабо интересовался эффективностью работы своего детища, ограничиваясь оплатой счетов на его содержание.

Зачем кунгурский миллионер создал профтехшколу? Советская историография «не заморачивалась»: видела, в двух словах, причину в абстрактном росте «производительных сил» и соответственном росте спроса на «квалифицированных специалистов». Но какой прок Губкину удовлетворять местный «спрос» на столяров и слесарей – он не был связан с производством, зарабатывал перепродажей и развесом объемов чая. Тогда, может быть, дело в тонкой душевной организации, христианской добродетельности Алексея Семеновича – его желании обучить ремеслу и тем «дать хлеб в руки» бедным детям, не допустив их до нищенства? Так не без оснований думалось историками в последние годы (из массы краеведческих работ сложился особый образ – в Кунгуре поставили Губкину памятник). Но почему тогда в училище с самого начала была введена далеко не символическая плата за учение и проживание в пансионе?

Моя версия совершенно новая: инициатива А.С. Губкина на ниве профтехобразования на тот момент прямо отвечала его деловым и коммуникационным интересам, и стала производной от раскладов политической игры на столичном уровне.

Климаков, С.А. Человеколюбие и расчетливость: к вопросу о мотивации благотворительной деятельности купца А.С. Губкина в сфере профессионального образования

    История благотворительной инициативы предпринимателя А.С. Губкина в сфере специального образования (создание технического училища и рукодельной школы в Кунгуре) многократно описана в краеведческих изданиях и в прессе. В том числе рассматривался и составляющий наш особый интерес вопрос о побудительных мотивах данной инициативы. Указываемые авторами различные причины – нравственность, христианская традиция, превратность судьбы (смерть любимой дочери), масштаб бизнеса (в связи с легендой об обете отдавать Богу и бедным с каждого заработанного рубля по копейке) – в какой-то мере, действительно, обусловливали широкий жест кунгурского купца. Но перечень этот пока все же не исчерпывающий – делаем мы заключение, принимая во внимание новые факты губкинской истории.

    Согласно нашему предположению, исключительная по размаху инициатива А.С. Губкина на ниве профессионального образования прямо вытекала из деловых, коммуникационных и карьерных интересов предпринимателя. В пользу этой гипотезы мы приведем здесь некоторые доводы.

    Появлением у себя двух роскошных профессиональных школ Кунгур обязан, оказывается, не только земляку Губкину, но и правительственному чиновнику Николаю Андреевичу Ермакову, на тот момент вице-директору департамента торговли и мануфактур в министерстве финансов. По должности Ермаков курировал широкий круг экономических вопросов, куда входила и губкинская тема (чаеторговля); помимо аппаратного веса располагал большими закулисными связями, играл роль посредника между высшей властью и крупным бизнесом. С середины 1860-х годов Н.А. Ермаков делал себе имя на поприще благотворительности как организатор и консультант ...
[ЧИТАТЬ СТАТЬЮ ДАЛЕЕ]... видных проектов, в том числе для обучения ремеслам женщин, неимущих, сирот и подготовки кадров для промышленности. Последнее вполне согласовывалось с его служебными задачами: за профтехобразование вплоть до середины 1880-х годов отвечало как раз министерство финансов. Параллельно с работой в ведомстве Н.А. Ермаков даже занимал несколько лет пост директора Санкт-Петербургского практического технологического института.


    Громкие филантропические инициативы снискали энергичному сановнику расположение императорской фамилии. Более того, у Ермакова наладился хороший контакт с сыном Александра II, наследником престола Александром – и точкой соприкосновения здесь тоже стала благотворительность. После смерти цесаревича Николая в 1865 году Александр взял под свое покровительство в столице т.н. Семейный приют для бедных, которому до того покровительствовал старший брат. Подключившийся к делу Н.А. Ермаков расчетливо сгенерировал сюда значительный поток частных пожертвований и на основе неизмеримо возросшего бюджета приюта осуществил его коренную реорганизацию, с целью сделать учреждение образцом для всей России. В 1872 году в присутствии цесаревича Александра состоялась закладка трехэтажного здания, где через 2,5 года и разместился приют – теперь именуемый Домом призрения и ремесленного образования бедных детей – с новым уставом и с подчинением ермаковскому департаменту торговли и мануфактур. Задачей Дома призрения по уставу 1875 года являлось «воспитание и обучение полезным знаниям и ремеслам призреваемых обоего пола без различия состояний, званий и вероисповеданий»; структурно заведение разделялось на две обособленные части – Ремесленное училище цесаревича Николая и Детский приют в память цесаревича Николая Александровича [11].

    Деятельность учреждения была поставлена на самую широкую ногу: достаточно сказать, что подготовка одного ремесленника обходились здесь в сумму 4,5 тысяч рублей – дороже, чем стоимость полного гимназического и университетского курса [11]. И тут уместно привести оценки, выданные современниками Ермакову-филантропу. Если, характеризуя последнего, в своих мемуарах крупный предприниматель Н.А. Найденов передал слух, что после его смерти «не осталось почти никаких средств, так как он все тратил на пособие разным нуждающимся лицам» [8], то известный художник А.П. Боголюбов утверждал абсолютно противоположное: «Ежели кому угодно будет знать яснее личность г. Ермакова, то пусть он прочтёт роман Григоровича «Акробаты благотворительности» – он тут весь и есть» [2].

    Не углубляясь в изучение личности Н.А. Ермакова, следует все же признать, что в его филантропических инициативах помпезности было больше, чем результативности. Однако, именно имиджевая составляющая – причастность к чему-то яркому, блестящему, и одновременно, милосердному, добродетельному – и втягивала в его проекты людей из высшего света или стремившихся попасть в этот великосветский круг. Ориентация на внешний эффект приносила плоды: помимо общественного резонанса, за заботы по Дому призрения цесаревич Александр и лица, «осуществлявшие его благие намерения и указания» (Ермаков в первую очередь) были удостоены особых милостей и наград от императора Александра II [9,С.560].

    Предприниматель всероссийского уровня А.С. Губкин и Н.А. Ермаков знали друг друга. Сразу несколько исторических источников указывают на то, что идея создания профессиональной школы в Кунгуре на рубеже 1860-70-х годов исходила от столичного чиновника, и он же очень помог Губкину в реализации проекта [1,С.71; 4; 7; 10,С.15]. Фактически, на уральской земле был скопирован петербургский образец: дуальная модель (ремесленное училище плюс детский приют) Дома призрения нашла свое выражение в Кунгуре в техническом училище Губкина (открыто в 1877 году) плюс Елизаветинском доме призрения бедных детей (1878). Строительство этих учреждений велось специалистами, тесно связанными с Ермаковым. Так, автором проектов зданий стал Р.Р. фон Генрихсен, один из лучших промышленных архитекторов России, состоявший в Санкт-Петербургском Доме призрения почетным членом совета, участвовавший в постройке Ремесленного училища цесаревича Николая и Технологического института (с 1875 года Генрихсен вообще официально служил в министерстве финансов) [6]. Далее, у Ремесленного училища в качестве «главного, если не единственного образца» Кунгурское училище, по словам его биографов, взяло устав и «целиком, без изменений» – учебную программу [10,С.14]; педагогический коллектив был сформирован также из выпускников Технологического института (где Ермаков, напомним в это время был директором) и училища цесаревича Николая.

    Параллельно с крупным проектом на родине, с начала 1870-х годов Губкин, явно при посредничестве Ермакова, начал активно и много тратить на благотворительность в столице. Большинство пожертвований шли заведениям, находящимся под официальным покровительством цесаревича Александра (инвалидный дом Овсянникова, Николаевская Царскосельская мужская гимназия), его супруги Марии (Свято-Георгиевская община сестер милосердия), правящей фамилии в целом (Мариинская Царскосельская женская гимназия) [5,С.140].

    Как результат этой тонкой политики, по нашему предположению, кунгурский купец обозначил свое имя в высшем свете, но главное – попал в поле зрения и приобрел благосклонность царского преемника. Не случайно, в течение года после открытия Кунгурское техническое училище было принято под покровительство цесаревича, став единственным в данном статусе учреждением в урало-сибирском регионе, и А.С. Губкина произвели в чин статского советника. Позднее, в 1881 году, занявший трон после гибели Александра II наследник сразу пожаловал Губкину чин действительного статского советника, то есть потомственное дворянство и титульное обращение «ваше превосходительство».

    Переезд А.С. Губкина из Кунгура в Москву с воцарением Александра III также не кажется нам стечением обстоятельств. Учитывая, что Москва являлась национальным центром чаеторговли, это могло быть связано с открывавшимися новыми перспективами для его дела. И хотя вопрос о полезности возникших на почве филантропии связей для бизнеса А.С. Губкина в данной статье не рассматривается, предположительно такое влияние существовало. Как раз 1870-е годы стали временем резкого усиления купца: оборот его товара на Ирбитской ярмарке вырос в геометрической прогрессии.

    Итак, исходя из приведенных выше данных, мы считаем оправданной гипотезу обусловленности филантропической инициативы А.С. Губкина в сфере профессионального образования не только духовно-нравственными, но и репутационными и деловыми аспектами. В этой связи подтверждается вывод современного исследования по мотивации благотворительной деятельности уральского купечества о том, что демонстративная, в крупных размерах купеческая филантропия почти всегда имела под собой «не столько мифически-религиозную, сколько реальную социальную и экономическую основу» и целью ее, по большому счету, было «вхождение во власть» [3,С.147,148]. Одновременно, новые материалы, по нашему мнению, поднимают оценку А.С. Губкина как многогранной, масштабной личности и делают историю Кунгурского технического училища и в целом Кунгура более живой и увлекательной.
Литература:

1. Анопов, И.А. Опыт систематического обозрения материалов к изучению современного состояния среднего и низшего технического и ремесленного образования в России [Текст] / И.А. Анопов. – СПб.: Тип. МПС, 1889. – 556с.
2. Боголюбов, А.П. Записки моряка-художника [Текст] / А.П. Боголюбов; публ., вступление, коммент. Н. Огаревой. – URL: http://www.centre.smr.ru/win/books/bogolub_zap/1884-1885.htm (11.11.2012); «Акробаты благотворительности» – от названия сатирической повести (1885) Д.В. Григоровича – крылатое выражение для обозначения псевдоблаготворителей, превращающих филантропию в средство удовлетворения личных интересов.
3. Власова, А.В. Мотивы благотворительной деятельности уральского купечества в конце XVIII-начале XX века [Текст] / А.В. Власова, С.С. Смирнов // Вестник Челябинского университета. Сер. 8. – 2004. – №1. – С.145-149.
4. Из Кунгура [Текст] // Пермские губернские ведомости. – 1877. – 27 июля.
5. Микитюк, В. Исчезнувшее сословие [Текст]: дела и нравы купечества / В. Микитюк // Родина. – 2001. – № 11. – С. 139-141.
6. Комарова, И.И. Генрихсен фон Роман Романович [Электронный ресурс] / И.И. Комарова // Справочник научных обществ России. – URL:http://www.snor.ru/?an=pers_82 (11.11.2012)
7. Маллеев, А.А. Кунгурское техническое училище [Текст] /А. Маллеев // Пермские губернские ведомости. – 1879. – 13 июня.
8. Найденов, Н.А. Воспоминания о виденном, слышанном и испытанном [Электронный ресурс] / Н.А. Найденов. – URL: http://dugward.ru/library/naydenov/naydenov_vospominania_o_vidennom.html (11.11.2012)
9. Полный послужной список наследника цесаревича Александра Александровича [Текст] / Публ. подгот. Н.А. Малеванов // Великий князь Александр Александрович: Сборник документов / Редкол.: Г. И. Вздорнов и др. – М.: Рос. фонд культуры: Студия «Тритэ»: РГИА, 2002. – С.537-596.
10. Пономарев, И.Ф. Краткий исторический очерк 25-летия существования состоящего под высочайшим покровительством Е.И.В. Кунгурского технического, Губкина, училища: 1877-1902 гг. [Текст] / сост. И.Ф. Пономарев. – Кунгур: Тип. М.Ф. Летунова,1903. – 158с.
11. Северюхин, Д.Я. Дом призрения и ремесленного образования бедных детей в Санкт-Петербурге [Электронный ресурс] / Д.Я. Северюхин // Энциклопедия благотворительности: Санкт-Петербург / Фонд им. Д. С. Лихачева. – URL: http://encblago.lfond.spb.ru/showObject.do?object=2806468334 (11.11.2012)

Увы, горькие думы в Дни Победы.
Нынче землёй-Кормилицей, за которую много поколений предков пролили моря крови, странная публика торгует, сдаёт в аренду, даже без паспортов состояния её здоровья. Барыги высасывают остатки соков, накачивают ядохимикатами, снимают навар и бросают . . .
На высшем научном форуме о земле ключевые вопросы остаются без рассмотрения, вот пример:
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments