aleksei_44 (aleksei_44) wrote,
aleksei_44
aleksei_44

Categories:

О походе дружины Ермака Тимофеевича. Кунгур и Ермак

Кунгур и Ермак

Странновато для интеллектуального века, что связь Ермака с Кунгуром отрицают многие кунгуряки, смирившись с очевидно сказочной, противоречащей здравому смыслу версией, что дружина Ермака, якобы проплыла на военных стругах, с полным военным грузом и с запасами продовольствия вверх по Чусовой за 4 дня и по Серебряной за 2 дня, а потом «переволоклись» на Баранчу, приток Тагила и разбили войска Кучума.
В качестве первичной информации о походе Ермака через Урал используются многие летописи, наиболее авторитетными числятся четыре:
- строгановская летопись составлена в Сольвычегодске писарями Строгановых, на основании царских грамот и других документов через много лет после событий;
- есиповская летопись – это записанные в Тобольске через 35-40 лет воспоминания участников похода, для составления синодика, с целью укрепления позиций православной веры в Сибири;
- погодинская летопись – это свод сведений из рассказов казаков, прибывших в Москву с посланием от Ермака и записи их пожертвований соболями в московские храмы;
- ремезовская летопись датируется 1703 годом, когда была найдена С.Ремезовым в архивах, при работе над планом Кунгура в рамках программы «Книги Большому чертежу», её обычно называют «Летопись сибирская краткая кунгурская».
Летописи подробно проанализированы А.Дмитриевым в «Пермской старине», вып.4, а в наше время С.Останиным,- «Тропа Ермака».
Кунгурская летопись единственная сообщает о «зимовке на Сылве» (по контексту - это стоянка на Кунгуре) и выгодно отличается от других простотой и естественностью,-  Ермак заворуй (преступник), жителей обира (ограбили), запасы еды у Строгановых вытребовали гузом, под угрозой расправы.
А также в разведку на вогулов ходили, за зимовку казаки срубили православную часовню во имя Николая Чудотворца, а после выхода войска часть казаков с семьями остались в Кунгуре на житьё. По правилам логистики — это следует назвать «оставили тыловую базу снабжения дружины в походе».

По преданиям и Накаряковы в кунгурских местах пошли от этих, «оставшихся казаков». След идёт от Стефанова Городища (Ленска) – в Арсёновку и Михино Ординского района и до села Накоряково в Свердловской области. Также казачий сотник Накаряков сопровождал вогулов и геологов при обследовании месторождения горы Высокой.


Особо важное значение имеет «по пуду соли на каждого», вытребованные со Строгановых. Историки как-то не уделили этому внимания, а ведь соль тогда, для пресной Западно-Сибирской болотистой равнины была сопоставима с ценой золота, на щепотку соли можно было выменять полный обед. Много рассказов слышал от бывавших в воркутинской тундре и в сибирской тайге, что места, куда люди зимой «сходили по-малому» оленями, зайцами и прочими зверьми выедаются-выскребаются до земли.


«Что написано пером – не вырубишь топором». Едины летописи только в одном, самом мифическом обстоятельстве, что дружина Ермака проплыла на военных стругах, вверх по течению ГОРНЫХ рек, по Чусовой за четыре дня, по Серебряной за два дня, до переволока в бассейн Тагила (так у Карамзина записано, а у Соловьёва и Ключевского повторено).
Ярче и образнее написал только Бажов, что струги Ермака перетащили «Ермаковы лебеди».


Приведу два примера с другим мнением.
«В 1844 году пароход «Никита Демидов» предпринял попытку пройти по среднему течению Чусовой из устья Сылвы до Старой Утки, но после 24-дневного перехода (в течение которых было пройдено всего 200 вёрст, т.е. до Утки не добрался) на Вашкурском перекате (возле камня Гребешок) пароход снесло течением и ударило о барку. Таким образом, данная попытка провалилась». Википедия «Чусовая»    https://ru.wikipedia.org/wiki/Чусовая
«В 1981 г. несколько хорошо подготовленных отрядов туристов пытались на современных легких лодках с небольшим грузом повторить маршрут Ермака, однако дальше устья р. Серебрянки никому из них за полтора месяца пройти не удалось». (стр.109). Оборин В.А. Заселение и освоение Урала в конце XI - начале XVII века. (Иркутск,1990) 
Вывод,- ни пароход, ни специально тренированные туристы без военного груза, налегке, не смогли за полтора месяца пройти то, что ермакова дружина проплыла за 4 дня.
Сказочна и сама идея, что ватага флибустьеров на лодках приплыла и разгромила государство кочевников. Ну с какой стати татары (собирательный термин), опытнейшие воины, у которых ВСЁ мужское население с детства обучается военному искусству охраны стад, основы государств кочевников, властвовавших в тех местах уж пять веков, полезут в открытом бою в поле под дула казачьих пушек и пищалей.


Законам логистики более соответствует точка зрения Ю.Крижанича. Описание движения казаков по Уралу в Сибирь Ю. Крижанич дает, по-видимому, также на основе устных рассказов: у Строганова были взяты "телеги" и "вьючный скот", казаки, вероятно, сухопутьем добрались до Тобола, где они "сожгли повозки", "покололи скот", сделали "ладьи", в изготовлении которых казаки были "большие мастера" и продолжали путь по воде.   // http://elar.urfu.ru/bitstream/10995/4623/3/blazhes-2002.pdf.txt
По-своему Ю. Крижанич описывает и покорение Сибири. ".. Действия казаков рассматриваются им не как организованный поход, а как систематические набеги на татарское население из укрепленного центра на Иртыше, кончавшиеся постоянной удачей благодаря огнестрельному оружию, пока, наконец, не пал Ермак с частью отряда, "осиленный чрезмерной и постоянно возраставшею многочисленностью татар". Вслед за этим царские войска, прибывшие по просьбе оставшихся казаков, "окончательно покорили Сибирь".


Также и В.И.Нимерович-Данченко писал, что Ермак шел КУНГУРСКИМ трактом, отдыхал в лощине возле Кунгура: - Вон Ермакова лощина, ишь... - Почему Ермакова? - Да здесь сам отдыхал, как шел на Сибирь// В.И. Немирович-Данченко. Кама и Урал, кн. XI.
Возле Кунгура Ермак ОКРУЖИЛ ЧУДЬ ("немоту") и "три дня бил", пока не УНИЧТОЖИЛ всю: так, очень схематично, сюжет пересказан в очерках "Кама и Урал".
У Медведь-камня на Тагиле ермаковцы СТРОИЛИ ПЛОТЫ (ИЛИ ЛОДКИ, СТРУГИ, ладьи): сюжет близок к предыдущему по содержанию, но содержит лишь упоминания о зимовке. Н. Чупин, собравший все фольклорные сведения о пребывании ермаковцев на Тагиле, счел нужным дать такую информацию: "По преданию, тут было укрепление, построенное Ермаком с дружиною его после того, как он, перешедши Урал, поплыл на плотах по Баранче и достиг Тагила. Говорят, что в этом самом месте казаки его строили для дальнейшего путешествия в Сибирь новые, большего размера плоты".
Вот это «Ермаково городище», что напротив Медвежьего камня, в 15 км к северу от Нижнего Тагила, по раскопками имеет размер 30х40 м. Не маловато для войска, выигравшего войну ОБЩЕГОСУДАРСТВЕННОГО масштаба??.

Любопытна идея плыть по ручью на плотах из свежесрубленных деревьев, - напоминает нечто по детски-приключенческое. Такая же сказка, как запруживание горной реки парусами .(Н.А.).

Специалисты по фольклору Свердловского университета записали предания, что Ермак вообще на конях ехал через весь Урал («шел он Кунгурским трактом от Перми на Сибирь»). Предания реки Чусовой. Свердловск, 1961.


Пройти таким образом можно было только через Кунгур – по местам будущего сибирского тракта, он же – маршрут набегов сибирских татар вплоть до Чердыни, которые постоянно упоминаются в исторической литературе.


Попытаемся «проверить историю логистикой». Логистика – это наука о материально-техническом обеспечении военных операций. Требуется учитывать, как минимум, солдат, оружие, продовольствие и транспорт, в динамической привязке к местности на всём протяжении похода.
Нынче многие правда её не жалуют, у меня в публикации в Грибушинских чтениях за 2015 год организаторы это слово вообще вычеркнули как «непонятное». Ну и, естественно, без ключевого слова суть всей статьи стала меньше понятна.
Возьмём главное для дальнего похода– продовольствие. Во всех владениях Строгановых такое количество хлеба, которое нужно было войску Ермака по самому минимуму, можно было получить только в Кунгурском крае. Ни в каких других местах вотчин Строгановых его просто не было в избытке,- «Самим не хватало!». Для экипировки пищалями и пушками нужно железо, центр не мог его дать, поскольку всё царствование Ивана Грозного шли постоянные войны практически по всем границам Государства, с полным напряжением сил. В Царской Грамоте о принятии вотчин Строгановых в опричнину от 1564г. записано, что они, Строгановы «на городкех пушки и пищали учинили, и пушкарей, и пищальников, и воротников устроили собою, для береженья от Нагайских людей и от иных орд».
Продовольствие объясняет дату выхода в поход, 1 сентября. Т.е. пока добирались до зимовки (Ермакова городища над Сылвой у Кунгура), жители как раз успевали сжать и частично обмолотить хлеб. Было что «обира», а раньше просто не было чего.

Железо-пушки-пищали? По раскопкам Старого Кунгура В.А.Оборин определил его как центр русской металлургии бассейна Сылвы конца ХУ1 века,- обнаружены остатки трёх домниц для варки железа. Почему-то это обстоятельство нынешние краеведы не цитируют, а Голдина и её «ученики» в публикациях по археологии умудряются и вообще В.А.Оборина не упоминать.

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments