aleksei_44 (aleksei_44) wrote,
aleksei_44
aleksei_44

Category:

Малая Родина в Большом Отечестве. О роли Строгановых в истории Кунгурского края

Накаряков А.В.

Известен парадокс,- «с годами детство становится ближе».
Вот и мне нередко дни из детства вдруг всплывают в памяти – словно это было вчера. Звон колокола, отбивающего часы на колокольне церкви в Ленске был отчетливо слышен за 3 км в родной деревне Макарово. Это дошкольные годы. Около 1950г. в церкви был пожар, деревянные части выгорели на колокольне, и часы больше не отбивали. Частично выгорел и шпиль, а установленная вместо креста звезда (5-конечная, соломонова) перекосилась и в таком наклоненном на 30 градусов виде стояла до 1977г. Летом 1977г. в Ленске случился переполох – в одну ночь перекошенная звезда исчезла, а на её месте прямо, без перекоса, стоял православный крест. Конфузия вышла знатная, были слухи, что даже в Москве аукнулось.
В школе с начальных классов нам учителя рассказывали, что Ленская церковь – самая большая и высокая из сельских церквей всего Советского Союза. Также запомнилось ещё с тех лет, что с «Подвигаловской горы» виднелись сразу четыре церкви – Ленская, а также в Троицке (Старом Посаде), Колпашниково и Веслянске (эти три поменьше Ленской, одноэтажные, но тоже капитальные, каменные). И всё это – в одной Степановской волости.
По личному впечатлению – своего рода феномен, значение которого осознаётся с годами. Во многих местах СССР побывал, но нигде не встречал такого, чтобы в сельской местности с одного места были видны четыре капитальных храма. Оформилась мысль, что за такой величественной монументальностью должно быть что-то не менее значимое социально-историческое.
На склоне лет решил поискать ответы на волнующие с детства вопросы. Бывал сам и проверил по интернету, что во всех областных городах Урала, а также в Кирове, Новосибирске и других нету церкви выше и больше Ленской. Равен ей только Спасо-Преображенский собор Перми, но это всё-таки главный храм столицы всего дореволюционного Урала.
Откуда в сельской глубинке такая величественная монументальность?
За Пермским храмом стоят Строгановы, а именно – их фамильный Пыскорский монастырь. Основатель уральских вотчин Аника Строганов основал его на месте скитов старцев-выходцев с Вычегды в 1560г., а на склоне лет и сам принял в нём монашеский постриг. Монастырь этот несколько раз менял месторасположение, дольше всего находился в первой столице Строгановых на пермской земле – Канкоре.
Поселение это имеет много названий в разных источниках: «„Канкор", или „Кам-кар", или „Камгор", или наконец „Камгорд", как встречается оно в разных списках. Это чисто пермячское слово: Камгорд значит слово в слово дом на Каме, Кам-кар — жилье на Каме. Теперь же имени Кам-кор в народе вы не услышите — осталась только речка Камкорка».1
В такой много вариантности сочетаний слогов в циклах «Услышал-пересказал-записал» естественно помещается и «Камгур» (по переписи Кайсарова), как река с селениями, поскольку само слово «кама» по удмуртски-пермяцки означает река. И простая ясность – нету нужды рыться в тюрко-таджикских вариантах этимологии Кунгура, или Ирени.
Происхождение этнонима ирень от татарского: айрян,- «напиток из кислого молока разбавленного холодной водой», нет оснований считать обоснованным. Ирень как тюркский этноним между явно пермяцкими Сылвой и Тулвой – противоречит здравому смыслу.
Более естественно его происхождение от «Еренского городища», основанного Стефаном Пермским в 1389г. на реке Яренге, притоке Вычегды. Яренга перевоится как «озёрная река, река, на которой много стариц». На Ирени много озёр-стариц. Выходцами из тех мест Строгановы заселяли Кунгурский край, пожалованный Иваном Грозным в вотчину. Показателем артикуляционного сходства можно считать ошибку в оцифрованных документах по истории Перми Великой: «Грамота уставная Вологодскаго и Великопермскаго архиепископа Варлама, данная Иренским уездным людям, о вознаграждении дьякона Василия за освящение у них храмов».2 Вместо Еренским оцифровано Иренским.
Бассейн Сылвы по царской Грамоте 1568 г. стал вотчиной Строгановых: «Просьба была удовлетворена, и Яков получил в 1568 г. жалованную грамоту на те места; „по реке Чусовой и по впадшим в нее речкам и озерам, с устья и до вершин, по обе стороны, той реки Чусовой».3
Важным обстоятельством является то, что к концу ХV1 века льготы на обложение вотчинных переселенцев закончились, монастырские льготы сохранялись, а в начале ХVП века, на волне славы обороны Троице-Сергиевой лавры, решившей исход Великой смуты в пользу Руси, продолжали расти. Отсюда очевиден интерес Строгановых в оформлении этих земель как монастырских.
Тем не менее: « . . . в 1660г. … запрещено кунгурского Стефанова городища земскому судейке Василью Черному и всем крестьянам вступаться в границы Пыскорских владений». 4 Это после Указа 1648г. типа «развелись, так развелись». Для Урала этим Указом закончились премиальные налоговые льготы, «заработанные» Троице-Сергиевой лаврой в 1608-10гг. Русь укрепляла налогооблагаемую базу.
В Орде и Верх-Кунгуре автор лично слышал в 1963-66 гг. предания, что среди первопоселенцев по речке Кунгуру преобладали «строгановы люди» с Вычегды, но были и «ермаковы казаки», оставшиеся после ухода основной дружины в Сибирь. По времени это рубеж ХV1-ХVП веков. Элементы тюркизации в этнонимах кунгурского края, если они есть – могли появиться в конце XV1 века, после усмирения Казанского ханства, которое 200 лет жило за счёт захвата полона в русских княжествах и продажи пленённых в рабство в Крым - в Кафу, - продолжателям «бизнеса» Хазарии.
Очевидно, что название «Стефаново городище»,- «привезли» строгановские люди с Вычегды. Также получается, что Пыскорский монастырь по первооснованию может называться Камгорский. Главный собор Перми, Спасо-Преображенский - прямой наследник Пыскорского (Камгорского) монастыря, одна из его церквей называется Стефановская и частично он построен из кирпичей разобранных Пыскорских церквей.
В плане объяснения «величия и монументальности четырёх храмов» Степановской волости также важно посвящение, - Ленская церковь носит имя «Рождества Иоанна Предтечи».
Отцом-основателем и покровителем «Государства в государстве- вотчины Строгановых» на Урале был Иван Грозный, а небесный покровитель Грозного – Иоанн Предтеча. Храм Рождества Иоанна Предтечи построен Строгановыми в главной святыне русского православия – Троице Сергиевой лавре. Там есть памятная доска об этом. И он же, Иоанн Предтеча – покровитель волжских казаков и Ермака. «Волгские казаки сначала закладывали церковь и только потом вокруг нее возводили поселение 2 июля 1589 г. строительством деревянной церкви во имя Св. Иоанна Предтечи заложили крепость Царицын». 5
О времени основания Стефанова городища. Краеведы напрасно зациклились на Указе 1648 года, как базовой дате,- есть упоминания более ранние. Коли «городище», значит укреплённое поселение, не селище и первая ассоциация - Ермаково городище на ледяной горе. Отсюда диапазон временной – от Ермака до Указа 1648 г., но в оном Стефаново указывается как уже существующее, значит основано оно раньше, у В.Шишонко, есть запись за 1641г., но по контексту ясно, что речь о более ранних событиях: « … когда изменили Уфимские Башкирцы и Татары учинили многия разорения по Каме — при городках: Уфе и Сарапуле, на Кунгуре, на Стефанове городище, держа оныя места в осаде не малое время, тогда они, Строгановы, не жалея своих пожитков, собрали своих людей и крестьян, присовокупляя и наемных, те осадныя места— Осу и Сарапул и Кунгур высвободили и изменников многих побили и разогнали, но то, что возмущение татар и Башкирцев не утихло, а продолжалось не малое время, от которых их бунта в тех местах была не малая опасность; чего ради принуждены были они, Строгановы, тех своих ратных людей и наемных, содержать для предосторожности, от бунтующих татар и башкирцев, на Кунгуре, и на Стефановом городище, во время того бунта, многие годы, на своем коште, что засвидетельствовано и царскою грамотою, данною его сыну Григорию Дмитр. Строганову с немалою похвалой. Сей честный и добродетельный муж Димптр. Андр. Пожив лета довольны, блаженной кончиною преставился. Он погребен в Троицком Сергеевом монастыре у Соборной церкви у полуденных ворот».6
Ординский краевед В.Н.Новиков, ссылаясь, что Кунгур был основан лишь в 1648, отнёс эпизод снятия осады в 1639 г. к Ильинскому острожку (село Орда) на р.Кунгур. В 1901г. официально праздновалось 300-летие Орды.7
Также в указах 1645 г. (сдача в оброк земель по реке Кунгур и по левому берегу Ирени от Стефанова городища на 6 вёрст вниз, ответ на челобитную 1641г.) и 1647/48 гг. (вывод беглых и других крестьян в государево тягло) на Кунгур и «Стефаново городище» (в мирских источниках «Степаново») приводятся рядом, но про Строгановых в них не упоминается. Видимо в этом отражаются конкурентные противоречия между воеводами и Строгановыми.
«Стефаново городище» упоминается как конкретно существующее селение, в то время как Кунгур назван неопределённо, толи река, толи селение, толи местность, но - это значит, что селения не основывались, а УЖЕ были в 1648г., только Кунгур наделялся административными функциями как центр черносошного уезда и сбора налогов. Отсюда и этноним Кунгур, как производное от старорусской денежной единицы «куна».
Куна, как единица сбора ясака упоминается в 12 главе «Кунгурской летописи». Река Камгур, очевидно, стала Кунгуром после наделения местности важными административными функциями в 1648 г. Географически Кунгур не имеет отношения к реке Кунгур и территория не входит в её бассейн. Старый Кунгур и нынешний Троицк располагаются на речке Ключик, текущей параллельно Кунгуру и впадающей в Ирень примерно посередине между Троицком и рекой Кунгур.
З.Я.Лепихина (1999), видимо, недостаточно внимательно прочитала «Кунгурскую летопись» и название Кунгур пояснила, как производное «от инородного слова «кунь», что с «точностью наоборот» отражает его происхождение от старорусской денежной единицы «куна»8.
Важным делом Строгановых в Кунгурском крае было развитие металлургии. В.А.Оборин по раскопкам Старого Кунгура определи, что - «это был центр металлургического производства в Сылвенском бассейне»9, южнее современного села Троицк, на берегу ручья Ключик, обнаружены остатки трёх домниц конца ХV1 века. А три домницы на водяном дутье – это уже завод. Почему в последующем эта тема заброшена? А кто знает и чему удивляться, коли «учёные» из Ижевска умудряются вообще В.А.Оборина не цитировать в связи с археологией Кунгурского края.
Потребность в металле для наральников сох, а также кос и серпов была острая – край-кормилец всё-таки. И пограничная зона вотчины Строгановых, значит, и оружие остро необходимо. Где Строгановы его брали?
Коли царские похвалы встречаются в грамотах в адрес Строгановых, начиная с Грамоты 1566г. о приёме в опричнину, значит, было и производство. По новым для того времени технологиям: «в царствование Ивана Грозного приезжали в Россию из Англии <горные люди> и получали здесь <позволение приискивать железные руды и их плавить>, однако с тем условием, что делу своему будут обучать россиян, доселе этого искусства не знавших. В царёвой жалованной грамоте (разрешении на горные разработки), выданной англичанам в 1569 году, указывалось: <позволяется в Вычегде построить дом для приискания железных руд и, когда откроют оныя, то могут таковых построить более, ради обрабатывания железа»10.
Естественно, что первыми английские технологии применяли Строгановы, на то они и Владыки Вычегды и Урала.
Осталось обобщить всё написанное выводом:
За величием и монументальностью Ленского и соседствующих храмов Стефановской волости – имена Стефана Пермского - Ивана Грозного - Строгановых – Ермака.
И ответ на вопрос из далёких детства-юности «Почему в глубокой глубинке Руси, в долине Ирени так много таких величественных капитальных храмов?».
Ответ прост и ясен – исконно монастырские-храмовые это места. Природной базой величия и монументальности храмовых комплексов явились почвы бассейна Ирени, их высокое плодородие.

1. (Мельников-Печерский/"Дорожные записки (На пути из Тамбовской губернии в Сибирь)" / Гл.5.
2. zz-project.ru – Исторические документы Перми Великой
3. В.Шишонко «Пермские летописи, период 1613-45гг.», стр.57.
4. И.Словцов. Пыскорский Преображенский ставропигиальный 2-го класса монастырь. -  ПЕВ, 1867 г., с. 220./.
5. http://ioann-predtecha.ru/?p=3499
6. В.Шишонко «Пермские летописи, период 1613-45гг.», стр.444.
7. Новиков В.Н. География, история, экономика Ординского района (версия15.06.2005) // http://ordalib.permculture.ru/SharedFiles/Download.aspx?pageid=318&mid=15967&fileid=7351
8. Лепихина З.Я. Кунгур православный. Пермь, 1999, с.8.
9. Оборин В. А. Некоторые вопросы археологического изучения уральских заводов XVI—XVII вв. // Памятники древнейшей истории Евразии. М., 1975, с.265.
10. http://ecogeniy.ru/archives/2597          

А вот ещё то, что касается ВСЕХ, - "Что есть-то будем?"
"Ограничивающий фактор" - это значит, что без его оптимизации вкладывать труд и капитал в с/х БЕСПОЛЕЗНО.
Смысл выступления,- "Что дети и внуки кушать будут, если известкование почв не запустим сейчас, пока ещё есть маржа от "трубы"?"

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment