aleksei_44 (aleksei_44) wrote,
aleksei_44
aleksei_44

Category:

История Кунгура. Строгановы, ч.2

Начать логично с похода Ермака. Информация о нём берётся во многих летописях, наиболее авторитетными числятся четыре: строгановская, есиповская, погодинская и ремезовская. Ремезовская называется «Летопись сибирская краткая кунгурская».
Строгановская летопись составлена в Сольвычегодске писарями Строгановых в среднем через 50-100 лет после событий.
Есиповская летопись – это записанные воспоминания участников похода через 35-40 лет, для составления синодика и укрепления позиций православной веры в Сибири.
Погодинская летопись – это свод сведений из рассказов казаков, прибывших в Москву с посланием от Ермака и записи их пожертвований соболями в московские храмы.
Ремезовская летопись датируется первыми  годами 18 века, найдена Ремезовым-отцом  в Кунгуре при работе в рамках программы «Книги Большому чертежу».
Все они написаны намного позднее самого похода, очень противоречивы, даже по датам похода и по численности дружины.
Едины летописи только в одном, самом мифическом обстоятельстве, что дружина Ермака плыла на стругах, по Чусовой и Серебряной до переволока, за 6 дней (как у Карамзина записано, у Соловьёва и Ключевского переписано.
Сказочнее написал только Бажов, что струги Ермака перетащили лебеди.
Сылва (т.е.де-факто- Кунгур) упоминается ТОЛЬКО, ремезовской летописи. По ней до основного похода был разведочный, «300 человек ходили зимой в Сибирь на вогулов и обогатились».
В есиповской и погодинской летописях Строгановы не упоминаются, что сомнительно, не могло такое МАСШТАБНОЕ действие быть проведено без согласования с местными владыками, бассейн Чусовой со всеми притоками «с устьев до вершин» с 1568г. Стал вотчиной Строгановых.
Во всех 4-х летописях Ермак шёл в Сибирь на стругах по Чусовой и Серебряной ВВЕРХ. Кроме Ермака в литературе прохождение частью этого пути описано в заметках Избранта Идеса и Адама Брандта, по Чусовой в мае 1692 года, но только до Утки, за 25 дней, а далее на телегах. При этом Идес описывает берега как густонаселённые и прекрасные, а Брандт как пустые, мрачные и таёжные (Архипов Н.П., Ястребов Е.В. Как были открыты Уральские горы. Свердловск. 1990). Описаний путешественников на лодках по Серебряной или Утке ВВЕРХ не встречено. Опросы туристов, сплавлявшихся по Чусовой в наши дни, однозначно свидетельствуют «За 7-10 дней сплава ни одной встречной моторки, только в некоторых местах встречные грузовики по мелководным бродам».
По ремезовской летописи казаки зимовали на Сылве и «обира запасы у жителей», а у Максима Строганова вытребовали муки, толокна, круп и прочих продуктов в среднем по 1,5 ц на человека, а также пушки, пищали и по 3 фунта пороху и свинцу. Особой заметки заслуживает «по ПУДУ соли на человека» - историки как-то не уделили этому внимания, а ведь соль тогда, для пресной Западно-Сибирской болотистой равнины была сопоставима с ценой золота. Вывод из этого обстоятельства,- экспедиция Ермака была не только военной, но и, по обстоятельствам - ТОРГОВОЙ
Описано также, за зимовку казаки срубили православную часовню во имя Николая Чудотворца, а после выхода войска часть их с семьями остались в Кунгуре на житьё. По правилам логистики — это следует назвать «оставили тыловую базу снабжения дружины в походе».
Попытаемся «проверить историю логистикой». Логистика – это наука о материально-техническом обеспечении военных операций. Требуется учитывать, как минимум, солдат, оружие, продовольствие и транспорт, в динамической привязке к местности на всём протяжении похода.
Возьмём главное – продовольствие. Во всех владениях Строгановых такое количество хлеба, которое нужно было войску Ермака по самому минимуму, можно было взять только в Кунгурском крае.
Для экипировки пищалями и пушками нужно железо, центр не мог его дать, поскольку всё царствование Ивана Грозного шли постоянные войны практически по всем границам Государства, с полным напряжением сил. В Царской Грамоте о принятии вотчин Строгановых в опричнину записано, что они, Строгановы «на городкех пушки и пищали учинили, и пушкарей, и пищальников, и воротников устроили собою, для береженья от Нагайских людей и от иных орд».
Остаётся одно,- освоили Строгановы собственную металлургию и собственное производство пушек и пищалей (вполне возможно, что это были Пыскорский завод и Кушгурский рудник) ещё в 16 веке, и только позднее, в 17 веке, они были отписаны в казну.
Откуда Строгановы овладели сложным комплексом производства и обработки железа?
Есть ниточка, «в царствование Ивана Грозного приезжали в Россию из Англии <горные люди> и получали здесь <позволение приискивать железные руды и их плавить>, однако с тем условием, что делу своему будут обучать россиян, доселе этого искусства не знавших. В царёвой жалованной грамоте (разрешении на горные разработки), выданной англичанам в 1569 году, указывалось: <позволяется в Вычегде построить дом для приискания железных руд и, когда откроют оныя, то могут таковых построить более, ради обрабатывания железа». http://ecogeniy.ru/archives/2597
А кто были на Вычегде хозяевами? – Строгановы!
Пыскорский завод поставлен на реке Пыскорке.
НО,- тогда она называлась Камгорка, а селение Пыскор ранее называлось «„Канкор", или „Кам-кар", или „Камгор", „Камгорд", КамЮрт, как встречается оно в разных списках. Пермячское слово: Камгорд значит слово в слово дом на Каме, Кам-кар — жилье на Каме» (Мельников-Печерский/"Дорожные записки (На пути из Тамбовской губернии в Сибирь). Вот самый очевидный вариант происхождения названия реки «Камгур» в переписи Кайсарова 1623-34гг. Корень «Кам» по-пермяцки означает река.
Сама перепись обычно приводится, как «первое упоминание Кунгура в письменных документах». А между тем тот письменный документ сам вызывает вопросы и сомнения, а именно – Кунгур не упоминается, но перепись названа «Кунгурския писцовыя книги татар, письма и меры Михаила Кайсарова».
НО, что ещё интересно, - в самой книге татары упоминаются как «остяки и татары». Крутая смесь воды и масла, поскольку остяки – это угры, а татары – тюрки, принципиально разные группы и языков и народов.
«А всего Сылвенских и Иренских остяков и татар шездесят семь юртов, два четыре юрта черемисских, да юрт мордовской; а людей в них остяков и татар 81 человек, да четыре человека черемисина, да мордвин; пашни пахотные добрыя земли около юртов 55 четвертей в поле, а в дву по тому же». И вот на основе этого «историки» часто пишут «на месте нынешнего кунгурского уезда не было ни одного русского селения».
А на самом деле оная писцовая книга и не книга, а «выпись», сделанная по челобитной татар,- «Лета 7187/1679 августа 22 числа, били челом Великому государю царю и Великому князю Феодору Алексеевичу всея Великая и Малыя и Белыя России самодержцу Кунгурскаго уезду Карьевские, Верхиренские, Бабинские, Шаквинские ясачные татарове сотник Бикбайко Янышов с товарищи».
Строгановы и вотчины Пыскорского и Вознесенского монастырей в ней не указаны, но привлекает внимание и вызывает вопросы, что «вотчина» карьевских татар – речка Камгур, по прямой это 25 км от Карьёво, а по реке или дороге в 1,5 раза дальше. Далековато для вотчины.
Уместно вспомнить, что Кайсаров – татарин, а на Московском престоле 21 год был татарин Годунов, который наложил опалу на Строгановых, с изъятием всех вотчин. Строгановы приняли активные меры и опала вскоре была снята.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments