Строгановская летопись составлена в Сольвычегодске писарями Строгановых в среднем через 50-100 лет после событий.
Есиповская летопись – это записанные воспоминания участников похода через 35-40 лет, для составления синодика и укрепления позиций православной веры в Сибири.
Погодинская летопись – это свод сведений из рассказов казаков, прибывших в Москву с посланием от Ермака и записи их пожертвований соболями в московские храмы.
Ремезовская летопись датируется первыми годами 18 века, найдена Ремезовым-отцом в Кунгуре при работе в рамках программы «Книги Большому чертежу».
Все они написаны намного позднее самого похода, очень противоречивы, даже по датам похода и по численности дружины.
Едины летописи только в одном, самом мифическом обстоятельстве, что дружина Ермака плыла на стругах, по Чусовой и Серебряной до переволока, за 6 дней (как у Карамзина записано, у Соловьёва и Ключевского переписано.
Сказочнее написал только Бажов, что струги Ермака перетащили лебеди.
Сылва (т.е.де-факто- Кунгур) упоминается ТОЛЬКО, ремезовской летописи. По ней до основного похода был разведочный, «300 человек ходили зимой в Сибирь на вогулов и обогатились».
В есиповской и погодинской летописях Строгановы не упоминаются, что сомнительно, не могло такое МАСШТАБНОЕ действие быть проведено без согласования с местными владыками, бассейн Чусовой со всеми притоками «с устьев до вершин» с 1568г. Стал вотчиной Строгановых.
Во всех 4-х летописях Ермак шёл в Сибирь на стругах по Чусовой и Серебряной ВВЕРХ. Кроме Ермака в литературе прохождение частью этого пути описано в заметках Избранта Идеса и Адама Брандта, по Чусовой в мае 1692 года, но только до Утки, за 25 дней, а далее на телегах. При этом Идес описывает берега как густонаселённые и прекрасные, а Брандт как пустые, мрачные и таёжные (Архипов Н.П., Ястребов Е.В. Как были открыты Уральские горы. Свердловск. 1990). Описаний путешественников на лодках по Серебряной или Утке ВВЕРХ не встречено. Опросы туристов, сплавлявшихся по Чусовой в наши дни, однозначно свидетельствуют «За 7-10 дней сплава ни одной встречной моторки, только в некоторых местах встречные грузовики по мелководным бродам».
По ремезовской летописи казаки зимовали на Сылве и «обира запасы у жителей», а у Максима Строганова вытребовали муки, толокна, круп и прочих продуктов в среднем по 1,5 ц на человека, а также пушки, пищали и по 3 фунта пороху и свинцу. Особой заметки заслуживает «по ПУДУ соли на человека» - историки как-то не уделили этому внимания, а ведь соль тогда, для пресной Западно-Сибирской болотистой равнины была сопоставима с ценой золота. Вывод из этого обстоятельства,- экспедиция Ермака была не только военной, но и, по обстоятельствам - ТОРГОВОЙ
Описано также, за зимовку казаки срубили православную часовню во имя Николая Чудотворца, а после выхода войска часть их с семьями остались в Кунгуре на житьё. По правилам логистики — это следует назвать «оставили тыловую базу снабжения дружины в походе».
Попытаемся «проверить историю логистикой». Логистика – это наука о материально-техническом обеспечении военных операций. Требуется учитывать, как минимум, солдат, оружие, продовольствие и транспорт, в динамической привязке к местности на всём протяжении похода.
Возьмём главное – продовольствие. Во всех владениях Строгановых такое количество хлеба, которое нужно было войску Ермака по самому минимуму, можно было взять только в Кунгурском крае.
Для экипировки пищалями и пушками нужно железо, центр не мог его дать, поскольку всё царствование Ивана Грозного шли постоянные войны практически по всем границам Государства, с полным напряжением сил. В Царской Грамоте о принятии вотчин Строгановых в опричнину записано, что они, Строгановы «на городкех пушки и пищали учинили, и пушкарей, и пищальников, и воротников устроили собою, для береженья от Нагайских людей и от иных орд».
Остаётся одно,- освоили Строгановы собственную металлургию и собственное производство пушек и пищалей (вполне возможно, что это были Пыскорский завод и Кушгурский рудник) ещё в 16 веке, и только позднее, в 17 веке, они были отписаны в казну.
Откуда Строгановы овладели сложным комплексом производства и обработки железа?
Есть ниточка, «в царствование Ивана Грозного приезжали в Россию из Англии <горные люди> и получали здесь <позволение приискивать железные руды и их плавить>, однако с тем условием, что делу своему будут обучать россиян, доселе этого искусства не знавших. В царёвой жалованной грамоте (разрешении на горные разработки), выданной англичанам в 1569 году, указывалось: <позволяется в Вычегде построить дом для приискания железных руд и, когда откроют оныя, то могут таковых построить более, ради обрабатывания железа». http://ecogeniy.ru/archives/2597
А кто были на Вычегде хозяевами? – Строгановы!
Пыскорский завод поставлен на реке Пыскорке.
НО,- тогда она называлась Камгорка, а селение Пыскор ранее называлось «„Канкор", или „Кам-кар", или „Камгор", „Камгорд", КамЮрт, как встречается оно в разных списках. Пермячское слово: Камгорд значит слово в слово дом на Каме, Кам-кар — жилье на Каме» (Мельников-Печерский/"Дорожные записки (На пути из Тамбовской губернии в Сибирь). Вот самый очевидный вариант происхождения названия реки «Камгур» в переписи Кайсарова 1623-34гг. Корень «Кам» по-пермяцки означает река.
Сама перепись обычно приводится, как «первое упоминание Кунгура в письменных документах». А между тем тот письменный документ сам вызывает вопросы и сомнения, а именно – Кунгур не упоминается, но перепись названа «Кунгурския писцовыя книги татар, письма и меры Михаила Кайсарова».
НО, что ещё интересно, - в самой книге татары упоминаются как «остяки и татары». Крутая смесь воды и масла, поскольку остяки – это угры, а татары – тюрки, принципиально разные группы и языков и народов.
«А всего Сылвенских и Иренских остяков и татар шездесят семь юртов, два четыре юрта черемисских, да юрт мордовской; а людей в них остяков и татар 81 человек, да четыре человека черемисина, да мордвин; пашни пахотные добрыя земли около юртов 55 четвертей в поле, а в дву по тому же». И вот на основе этого «историки» часто пишут «на месте нынешнего кунгурского уезда не было ни одного русского селения».
А на самом деле оная писцовая книга и не книга, а «выпись», сделанная по челобитной татар,- «Лета 7187/1679 августа 22 числа, били челом Великому государю царю и Великому князю Феодору Алексеевичу всея Великая и Малыя и Белыя России самодержцу Кунгурскаго уезду Карьевские, Верхиренские, Бабинские, Шаквинские ясачные татарове сотник Бикбайко Янышов с товарищи».
Строгановы и вотчины Пыскорского и Вознесенского монастырей в ней не указаны, но привлекает внимание и вызывает вопросы, что «вотчина» карьевских татар – речка Камгур, по прямой это 25 км от Карьёво, а по реке или дороге в 1,5 раза дальше. Далековато для вотчины.
Уместно вспомнить, что Кайсаров – татарин, а на Московском престоле 21 год был татарин Годунов, который наложил опалу на Строгановых, с изъятием всех вотчин. Строгановы приняли активные меры и опала вскоре была снята.