aleksei_44 (aleksei_44) wrote,
aleksei_44
aleksei_44

Советские бренды, покорившие Запад

Оригинал взят у slavikap в Советские бренды, покорившие Запад
Оригинал взят у alexkolos в Советские бренды, покорившие Запад
Не единым автоматом Калашникова и водкой Stolichnaya славился Советский Союз! Экспортировались и куда более мирные вещи.

Внедорожник «Нива»



Этот советский «автомобиль для села», хронически утопавшего в бездорожье, начал серийно производиться в 1977 году и внезапно стал первым в мире внедорожником малого класса. Проходимость «Нивы» была легендарна: машина забралась в Гималаях на рекордную высоту в 5726 м над уровнем моря, побывала на Северном полюсе, работала 12 лет в Антарктиде, не раз занимала призовые места в международных гонках, в том числе в знаменитом ралли Париж — Дакар.

Внедорожник с постоянным полным приводом и большим количеством новаторских решений мирового уровня пользовался хорошим спросом за рубежом. «Нива» экспортировалась в более чем 100 стран на всех континентах — от Исландии до Австралии и от Чили до Японии. В результате 80% собранных «Нив» уходило на экспорт, а оставшиеся 20% были в СССР огромным дефицитом.

Как и у многих советских товаров на экспорт, качество «Нивы», продававшейся за границу, было выше, автомобиль был комфортнее. По комфортабельности советскую экспортную «Ниву» сравнивали с люксовыми западными внедорожниками Range Rover и Mercedes-Benz Geländewagen. В западных странах желающим приобрести легендарную «Ниву» приходилось записываться в очередь (и, что самое удивительное, записывались!).


Часы



С конца 1950-х СССР превратился в одного из крупнейших в мире экспортеров часов и часовых механизмов. В иные годы экспортировалось более 20 миллионов часов и механизмов. Правда, за рубежом наши «Ракеты», «Чайки», «Востоки» продавались под местными наименованиями: Sekonda, Cornavin, Kardinal и другими красивыми иностранными словами. Советские часы особым дизайном не блистали, но были качественно собраны, надежны и относительно дешевы.

О многом говорит тот факт, что, готовясь к операции «Буря в пустыне», американцы выбрали для своих войск советские часы «Командирские» барнаульского завода «Восток», закупив их в количестве 50 тысяч. Во время испытаний оказалось, что «Командирские» переносят экстремальные условия пустыни лучше швейцарских и японских часов.


Грузовик «КамАЗ»



В строительстве и оснащении Камского автозавода, ставшего последней всесоюзной ударной комсомольской стройкой, помимо 2000 советских предприятий участвовало более 700 европейских, американских, канадских и японских компаний. Для привлечения этих западных компаний СССР использовал кредиты, полученные у основного противника в холодной войне — США. А базовой моделью для будущих «КамАЗов» был выбран американский грузовик International.

Модель нового советского грузовика оказалась настолько удачной, что сразу же стала предметом экспорта в страны по всему миру: в год продавалось несколько десятков тысяч машин. Это неудивительно: «КамАЗ» также проектировался как военный грузовик. А на оборонку в СССР работали лучшие умы, и продукция делалась на совесть — контроль со стороны военных был серьезный. Показательно, что первыми, кто получил «КамАЗы», была Группа советских войск в Германии (ГСВГ).

О качестве грузовика говорит тот факт, что команда «КамАЗа» 13 раз побеждала в престижном ралли «Дакар».


Фотоаппарат «Зенит»



Советский Союз пытался экспортировать фотоаппараты еще в 20—30-е годы прошлого века, но дальше эпизодических поставок дело не пошло. Лишь с 1948 года экспорт фотоаппаратов становится для СССР постоянной статьей дохода: советская фотопродукция экспортировалась в более чем 70 стран мира. Тут очень помогло вывезенное из Германии в счет репараций оборудование легендарных фирм Zeiss и Leika — в СССР появилась возможность делать более качественную фототехнику. Естественно, что техника, предназначенная на экспорт, собиралась и проверялась более качественно, чем продававшаяся в СССР.

Наиболее массово на экспорт шли фотоаппараты «Зенит», причем не только в развивающиеся страны, но и в Германию, Италию, Австрию, Францию, Англию. С 1960 по 1970 год поставки за рубеж увеличились в восемь раз. Около четверти фотоаппаратов отправлялось на экспорт. А одну из лучших в мире панорамных камер — «Горизонт», производившуюся на том же заводе, что и «Зенит», в СССР купить было крайне сложно, поскольку на экспорт шла подавляющая часть фотоаппаратов.

С увеличением количества экспортируемых «Зенитов» снизилось качество сборки, а модельный ряд постепенно безнадежно отстал от передовых иностранных образцов. В итоге экспорт «Зенитов» к концу советского периода постепенно сошел на нет.


Легковой автомобиль «Москвич»



Из всего семейства советских «Москвичей» особенно полюбился и запомнился на Западе «Москвич-408», съезжавший с конвейера в 1964—1975 годах. Более 65% выпускаемых машин уходило на экспорт. В Скандинавии автомобиль продавался как Moskvich Carat, во Франции — как Moskvitch Elite 1360, в Англии (была даже специальная праворульная версия) — как Moskvich 408, в Германии – как Moskwitsch, в Финляндии — как Moskvitsh Elite (двухфарный) и Elite de Luxe (четырехфарный).

Чтобы удовлетворить растущий спрос, в братской социалистической Болгарии был построен завод для рождения «Москвичей». Правда, звали болгарского двойника «Москвича» именем «Рила» (от названия гор в юго-западной Болгарии).

Кроме того, «Москвичи» собирались из советских комплектующих в капиталистических Бельгии и Швеции. Кроме того, в Бельгии была создана совместная советско-бельгийская компания Scaldia-Volga — для реализации, обслуживания и сборки советских легковых автомобилей в странах Бенилюкса.


Фотоаппарат «Ломо»



Редкий случай, когда советский бренд на Западе полюбили не за качество, а, наоборот, за отсутствие оного. Дело в том, что любовь иностранцев к советскому фотоаппарату «ЛОМО компакт-автомат», вылившаяся в целый жанр — ломографию, — появилась после того, как два австрийских студента купили в России эти советские «мыльницы».

Вскоре студенты заметили, что оптика мыльниц любопытно искажает изображение: производители по сложившейся традиции не считали нужным так сильно заботиться о качестве продукции, как это делали в отношении экспортной техники.

В итоге такая халатность отечественных производителей сыграла положительную роль. Ломография вскоре охватила множество стран, и тысячи ломографов отныне ищут красоту в заведомо некачественных пленочных кадрах, снятых с необычных ракурсов. Кстати, образцом для конструирования камеры «ЛОМО компакт-автомат» явился японский фотоаппарат Cosina CX-2.
via


Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments