aleksei_44 (aleksei_44) wrote,
aleksei_44
aleksei_44

( Про марксизм !) Рабовладение как околохазарская тема

Оригинал взят у andrey_ii в ( Про марксизм !) Рабовладение как околохазарская тема
Оригинал взят у kosarex в Рабовладение как околохазарская тема
http://kosarex.livejournal.com/2401458.html В продолжении темы о хазарах.

Хазары, как и прочие степняки, создали весьма специфическое государство, которое ничего, кроме ненависти, у окружающих народов не вызывало. Но было бы смешно связывать это исключительно с иудаизмом. Я уже писал про кочевников как про народы, которые миновали стадию перехода от охотничье-рыболовного хозяйства к земледелию и далее к скотоводству. Отсюда их принципиальная неспособность создать нормальное хозяйство по средневековым меркам. У кочевников иная шкала ценностей. Кто кочевник, тот свободен, тот воин и имеет права, кто не кочевник, тот производитель, о нем надо заботиться меньше, не защищать, а драть три шкуры. В итоге кочевые государства раз за разом сгоняли ремесленников в города, разрешали земледелие, чтобы кочевники имели зерно, но раз за разом оказывались неспособными защищать города и ремесла, защищать земледельцев и производство зерна. Что ещё хуже, они были неспособны восстанавливать разрушенное. И происходило это независимо от религии.

Кочевая логика проста - потерпели поражение, надо бежать. Хазарский каган бросил столицу перед лицом арабского войска, бежал вверх по Волге до нынешней Самары и потом на другой берег. Булгарская элита при наступление руссов бросала города. Казанская знать при наступлении Ивана Грозного не стала гибнуть в Кремле, а бросилась на прорыв, оставив жен и детей. Российская знать была воспитана золотоордынскими традициями. Итог - Дмитрий Донской бросил Москву при наступлении Тохтамыша и сбежал в Переяславль-Залесский. Иван Грозный при наступлении татар в 1571 году с отборным отрядом сбежал в Александровскую слободу и отдал Москву на разграбление. Ногайцы сдали свои города без боя. Чай не воины-кочевники, за них погибать не стоит. 600 ушкуйников разграбили Сарай на Волге со стотысячным населением! Тут уж пора задуматься, каково было жить в этих городах, если степные воины побоялись драться с 600 новгородцами, а простой народ разбежался под шумок. Монголия полна развалинами городов. Самый известный Карокорум. Согнали народ из разных стран при Чингисхане, а те стали с голоду дохнуть и разбегаться. Несколько десятилетий потом монголы жили в страхе - оголодавшие ремесленники организовывали банды, скрывались в горах и оттуда нападали на кочевья в поисках пропитания. Кочевники это неразумная жестокость. Пока оседлое население на Алтае и вдоль Енисея сопротивлялась, кочевники могли получать от них зерно и изделия от металла. Но кончилось дело тем, что к приходу русских уже никто ни медь не плавил, ни золота не добывал. Землю не пахали, ремесла имели самые жалкие. Отберут всё, лучше у реки сидеть и уху есть, лучше лошадей иметь, чтобы в горы ускакать. До тюрок в Казахстане и в Киргизии были земледелие и производства металлов. Казахи довели край до того, что национальным видом оружия стала дубина. Монголы встречают официальных гостей в красивых одеждах воинов в латах и в шелку. Только забывают упомянуть, что эти латы и одежда выдавались маньчжурами за военную службу в Китае и производились земледельцами. Если бы монголов не покорили бы маньчжуры и не обязали бы заняться военной службой, ничего этого у монголов не было бы.

Хазарский каганат не смог создать нормальное производство. Города были редкие и маленькие. Крупные города были на окраине, где власть была слабее, да и те были крупными только по меркам Хазарии. Бездарность в производстве компенсировали за счет экпорта рабов, которых добывали в набегах или при взымании налогов. Но тут у нас есть весьма серьезная проблема. Это оценка жизни в пресловутом доклассовом обществе. В свое время я на примере индейцев показал, что кочевниками становятся те, кто позаимствовал идею скотоводства у соседних, земледельческих народов. А теперь возьмем иной сюжет.

Когда испанцы приплыли в Америку, они с удивлением обнаружили, что индейцев легко разделить на две группы по способности выдерживать рабские условия существования. Одни вымирали, другие продолжали жить и размножаться. Например, потомки гордых ацтеков продолжали жить и размножаться, а отсталые индейцы из ряда местностей просто вымирали. То есть, подавление человека человеком началось на пресловутой доклассовой ступени развития. Испанские миссионеры предложили вместо индейцев завозить негров, поскольку негры идеально приспособлены к рабству. Не вымирают! Работоспособность не падает! Так у них на родине в Африке вожди и жрецы веками из рядовых граждан душу вытряхивали. Знаменитый вождь зулусов Чака приучал войско к длинным переходам очень просто - впереди он задает темп, затем идет войско, сзади отборный отряд, который просто убивал оставших. Ничего, такое поведение воспринималось как нормальное. Ливингстон беседовал с одним из вождей свободного племени. Вождь обожал консервированные фрукты и каждый год продавал штук двадцать соплеменников в рабство, чтобы полакомиться фруктами, которые в Африке не растут. Нормально, право имеет.

Мы напрасно думаем, что в Средневековье нравы были в соответствии с нашими понятиями обычных людей. Они куда ближе были к понятиям так называемых современных либералов. Отобрать детей за неуплату налогов в рабство - обычная практика. Можно и жену забрать за долги. Ограбить - нормально. Украинские холопы считались как бы лично свободными в Речи Посполитой. Их всего лишь имели право убивать за попытку зажилить часть налогов или переселиться в иное место. Ну, убьют, а учебниках пишут - не знали крепостной зависимости. И всё это началось ещё задолго до первых официальных государств и усугублено нашествиями кочевников. Кстати, о кавказцах - жили очень свободно, то есть ещё в 18 веке вечно друг у друга женщин и детей воровали и в рабство продавали. В итоге жили богато - имели импортные сабли, кольчуги, ружья, ткани. И дань платили. Например, крымские татары при Иване Грозном устроили в Кабарде резню, заставили принять ислам и обложили данью в 300 000 наконечников стрел в год. Кстати, у кабардинцев 9/10 населения считались зависимыми. У чеченцев сильные тейпы давили слабые. Это я к тому, что приучения человека к бесправию и работе на чужого дядю началось раньше создания государственности. Питать романтические иллюзии как у Маркса о свободной жизни до создания государства не стоит. Тем более нет смысла идеализировать кочевников. Религии менялись, а нравы оставались весьма жестокими.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments