aleksei_44 (aleksei_44) wrote,
aleksei_44
aleksei_44

Классная статья

Оригинал взят у probyjdenie в Классная статья
Одна семья. Особая каста.

"От каждого члена экипажа зависит жизнь и его самого, и всего корабля".

"Там столько кнопок, как на космическом корабле"


"Стоит на КПП, а тут едет адмирал. Мичман требует пропуск. Адмирал — в крик. Но мой бравый моряк не пропустил высшего командира, пока тот всё-таки не предъявил документ"

"– И как оцениваете нашу сегодняшнюю политику?
– Внутренняя политика оставляет желать лучшего. Аппарат государственной власти раздут, чиновники сами себя обслуживают. И их огромные зарплаты влияют на расчёты «средней по больнице». По статистике получается, что простой житель нашего полуострова, например, получает в месяц больше 50 тысяч. Вы много таких простых знаете? Я — нет".


Накануне профессионального праздника военных моряков-подводников в гостях у «АиФ-Камчатка» побывал капитан третьего ранга запаса, не раз выполнявший обязанности командира подлодки, Владимир Трибуц.

Без шинели

– Мой двоюродный дед, Владимир Филиппович Трибуц, был командующим Балтийским флотом в годы войны, с 1939-го по 1946-й. Я вырос на его мемуарах, о нём в семье ходили легенды. Поэтому, как только попал в армию после технического училища, написал заявление в другое — военно-морское.

Как вам служилось? Дедовщину застали?

Владимир Трибуц: А как же! Армия сразу определяет, какой ты человек. В Смоленске, где служил в ракетных войсках, нас было всего трое молодых среди 17 солдат, отслуживших по году, и 23 дембелей, готовившихся к увольнению. Так что на долю нашей троицы выпала самая тяжёлая работа. Гальюн чистили, паркетную палубу драили до блеска. Почему палубу? Да просто слово «пол» не могу уже выговаривать. Привык.

Прослужил год и поехал в училище поступать, а меня отправили обратно, потому что не взял с собой шинель: поступать нужно было по всей форме. Ну, вернулся обратно. А денег-то на поезд больше нет. Служил я на КПП, и в свободное время вытачивал значки из подручного материала. Вот и решил сделать копию ордена Победы. Звезду вырезал из ремённой бляхи, саблю на ней — из латуни, а сердцевину — из монеты. В центр поместил комсомольский значок — вышло красиво. Достал я шинель, продал этот значок за три с половиной рубля. На эти деньги купил билет до ближайшей станции, а дальше — зайцем. В общем, приняли меня. И в училище я ни грамма не пожалел о своём выборе. Контингент был — умная, образованная молодёжь. Как говорят, белая кость.

Сразу записался на секцию бокса и все пять лет учёбы занимался спортом, уже на втором курсе стал старшиной команды.

Через пять лет молодой лейтенант приехал на службу на Дальний Восток, в Большой Камень. Тогда на судоремонтном заводе проходила испытание дизельная подлодка проекта «Варшавянка», и Виктор Трибуц попал в её экипаж на должность командира БЧ-3: это минно-торпедная боевая часть — всё вооружение подлодки. Сдал зачёты — и сразу командовать.

Белая кость

– Можно подробнее про «белую кость»? На берегу часто даже жёны офицеров рядом с матросскими за один стол не сядут. А на корабле командный состав тоже особая каста?

– Скорее — это про офицеров на надводных кораблях. У подводников по-другому. Взаимоотношения на подлодке отличаются тем, что там тебя оценивают не по должности или рангу, а по тому, насколько ты способен выполнять свои функциональные обязанности. Там от каждого члена экипажа зависит жизнь и его самого, и всего корабля

Помню, как я пришёл первый раз на корабль, в парадном кителе. Командир построил экипаж и представил меня. Спускаюсь на торпедную палубу, и со мной здоровается матрос: «А я вас знаю! Мы с вами — из одной деревни!». Так что никакого высокомерия не просматривалось: что офицер, что матрос — мы дышали одним воздухом и ели из одного котла. В нашей среде, на дизельных лодках, никакого разделения не было. И в семьях тоже — теснота контакта определяет отношения сильнее табели о рангах.
У меня старшина команды торпедистов, мичман Омаров, был уникальной личностью. Выполнял с абсолютной точностью всё, что положено по уставу. Я пришёл молодым офицером, зная только теорию. А на практике… Там столько кнопок, как на космическом корабле! И мичман мне очень помог. Про него легенды ходили: как-то стоит на КПП, а тут едет адмирал. Мичман требует пропуск. Адмирал — в крик. Но мой бравый моряк не пропустил высшего командира, пока тот всё-таки не предъявил документ. Омаров не брал в рот ни капли спиртного, и даже одеколоном после бритья не пользовался — говорил, что алкоголь может впитаться через кожу

А ещё знаете, что я вам скажу по части особенности команды подводной лодки? Экипаж — это предмет гордости для каждого его члена. Например, наш командир плавал среди льдов Охотского моря: мы привязывали его штертом (тонким тросом) к борту подлодки, и он купался в своё удовольствие. И весь экипаж гордился этим! У меня тоже был предмет для личной гордости. Занимался я в то время закаливанием по Порфирию Иванову. И зимой, во время плавания в районе Курильских островов, выходил на вахту с голым торсом и стоял четыре часа, с 12 ночи до 4-х утра. Матросы выходили одетыми и замерзали! Я и бегал по утрам зимой с голым торсом из посёлка Бечевинка, где мы стояли, до службы. По два километра, до пирса и обратно. Однажды напугал женщину, которая шла на работу: выбегает из пурги здоровенный полуголый мужик, а она — в шубе, шалью закутанная до бровей.
А ещё раз в месяц практиковал воздержание от пищи и воды: 44 часа ничего не ел и не пил. Зато, знаете, насколько обостряются потом вкусовые рецепторы? Каждую молекулу в крошке хлеба чувствуешь!
Из автономки… с тортом

– Кстати о хлебе насущном — чем отличается питание на подлодке?

– Определённые особенности есть. Например, на обед дают по 50 граммов красного или белого сухого вина. На ужин — плитку шоколада и тараньку — это сушёная вобла, видимо, для микроэлементов. Кок у нас был узбек. Готовил он вообще-то хорошо. Но один раз помощник капитана попросил сгущёнки сварить — надоела сырая. И вот утром разливают по стаканам мутную белую жидкость… Оказалось, кок вылил в бак с водой несколько банок сгущёнки и сварил.

А ещё частенько мы, все офицеры, садились в кают-компании и лепили пельмени — когда хотелось чего-то такого, что не входит в меню…
Последние четыре года я служил старшим помощником командира. Как-то отправляемся в автономку, и мне под кровать положили ящик яиц — я умел хорошо печь. Взял с собой чудо-печь и стал выпекать бисквиты. И так получилось, что из автономки пришли со своими тортами: испёк себе и командиру. Вот в семьях было удивление!
Прослужил на подводном флоте девять лет. В 1995 году начали базу сокращать, отпускать офицеров — и я уволился. Когда начинал служить, была готовность и уверенность в том, что выполним все задачи, которые перед нами ставились. А после развала Союза точка равновесия сместилась.

С началом эпохи дефицита наше пребывание на службе перестало себя оправдывать, в материально-техническом плане обеспечения не было. Внезапной проверки, как сейчас делает Путин, мы бы не выдержали. А я к выполнению своих обязанностей относился очень серьёзно, тем более, что будучи старпомом, нередко выполнял обязанности командира подлодки. И чувствовал, что всё разваливается — и армия, и флот. Слава богу, что ничего страшного не случилось, когда наша боеспособность падала всё ниже…

В общем, если нет возможности противостоять безобразию, надо его возглавить. И я потом сам возглавлял фирму, которая резала подлодки на металлолом.

С позиции силы

– Значит, к понятию «патриотизм» вы относитесь критически?

– Напротив, очень серьёзно. Нас воспитывали на протяжении всей жизни в любви к Родине и готовности к её защите. Это чувство никуда не ушло! У меня оно вообще на генетическом уровне: был и остаюсь патриотом! Я вообще считаю, что мы все — в одной подводной лодке. И каждый отвечает за всё, что происходит в государстве.

– И как оцениваете нашу сегодняшнюю политику?
– Внутренняя политика оставляет желать лучшего. Аппарат государственной власти раздут, чиновники сами себя обслуживают. И их огромные зарплаты влияют на расчёты «средней по больнице». По статистике получается, что простой житель нашего полуострова, например, получает в месяц больше 50 тысяч. Вы много таких простых знаете? Я — нет.
Сейчас объявили Камчатку ТОРом (территорией опережающего развития — Ред.). Но для развития нужны дешёвая электроэнергия, нефтепродукты и транспорт. А у нас это — монополии, с которыми никто не борется, и всё очень дорого. Отсюда высокий уровень коррупции.

А внешней политикой — горжусь! Взять Сирию — наши бомбят эти гадюшники целенаправленно, точно, качественно. И все видят, что Россия умеет воевать, и она сильна. Во мне эти показательные бомбёжки отзываются гордостью! Потому что мы выступаем, наконец, с позиции силы!

И санкции нам только на руку! Понимаете, Россия сильна трудностями! История показывает: когда нам трудно, тогда и выплываем...

Досье
Владимир Юрьевич ТРИБУЦ. Родился 8 января 1961 г. в селе Маркелово Томской области. Награждён медалью «За выслугу лет в Вооружённых Силах СССР». Окончил Челябинское техническое училище по специальности помощника машиниста тепловоза, Ленинградское высшее военно-морское училище подводного плавания имени Ленинского комсомола, Санкт-Петербургский университет по специальности инженер-экономист. Четверо детей, трое внуков.
Источник:http://www.kamchatka.aif.ru/society/persona/bez_tabelya_o_rangah_ekipazh_podlodki_odna_semya

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments