aleksei_44 (aleksei_44) wrote,
aleksei_44
aleksei_44

Category:

Днепровские пороги

Оригинал взят у bortnikk в Днепровские пороги
«И повеле Олег воем своим колеса изделати и воставляти на колеса корабли. И бывше покосну ветру, въспяша парусы съ поля, и идяше къ граду. » (с, Повесть временных лет).

Раз уж завёл речь о наконечнике Русского копья, то волей-неволей надо разгребать начатое.

Днепр - это важный водный путь. Что в 10-м веке, что в любом другом.
Меня сразу спросят подкованные люди "А пороги?".
Вот о них и поговорим.
Фотографии днепровских порогов впечатляют.



Проходить их на лодочках, да ещё и с грузом, который притащен из тридевятого царства за тридевять земель - безумие чистой воды. То есть надо причаливать, разгружаться, тащить лодки волоком. И постоянно крутить башкой по сторонам, время от времени проверяя, как легко меч выходит из ножен. Накладненько!

А официальная историческая наука ещё стращает кочевниками-грабителями в этом трудном месте.
Да ещё такое дело. Порогов много. То есть грузиться и разгружаться надо неоднократно.
Вообще, по-хорошему, если нужно протащить грузы как можно быстрее в целостности и сохранности, то просятся два решения этой задачи:
1. У первого же порога перегрузить весь товар на телеги и, протащив все ладьи через пороги, загрузиться обратно - и плыви себе спокойно хоть по Чёрному морю, хоть по ещё какому. (Телеги ещё надо где-то взять - разговор отдельный).
2. Продать весь товар сразу у первого же порога ожидающей стороне. И потом товар на телегах или вьюками расходится во все стороны по степным дорожкам.


Оба решения в разы проще и выгоднее, чем те, что предлагает официальная историческая наука.
Дескать, сами плыли, сами таскали, сами отбивались от кочевников-грабителей. А пупок не надорвётся? Ведь надо ещё лагерь ставить и жрачку готовить. Два-три дня такого напряга, и всю ватагу можно брать голыми руками.

(Хотя нет, можно ещё проще - у спускавшихся с севера русов были телеги-амфибии. Надоело плыть - щёлк и катишься по суше. Или без всякого "щёлк" - так прямо с колёсами и плавали!
Именно суда такого образца и применил князь Олег при осаде Константинополя.
Такая мысль без дела прозябает!
Представляю заголовки "Утерянные технологии Славяно-Русов!", "Прообраз "Каспийского монстра" в войске древнего князя!".
"Суда на воздушной подушке в 9-м веке!".
Сейчас как ухватятся больные той же Тартарией - только успевай ухохатываться. С другой стороны - чего бы им не бросить объедки с русского стола?
).

Но вернёмся к торговле и проходу через пороги в 10-м веке.

Отдельная охрана была? Смысл?
Нет, ну сами представьте - тащить с собою дружину за пару тысяч вёрст, только ради того, чтобы она стояла и зевала, почёсывая разные части тела, покуда купцы, гребцы и слуги товар разгружают, таскают и загружают по новой. А ведь эту охрану надо всю дорогу кормить за свой счёт. Да и не поможет она против кочевой орды.

А что, если крепость там поставить? И брать с проплывающих плату? Есть где телеги хранить опять же.
Постоялые дворы ой-как к месту. Даже если сами таскали ладьи - поди плохо отдохнуть в тепле и сытости!

Кочевники всё разграбят? Но крепость ещё взять надо - начнём с этого. Таких маленьких "орешков", об которые может очень сильно обломать зубы войско любого размера, до сих пор полным-полно.
Да и не в этом дело.
Пусть имеются в наличии кочевники, которые легко берут крепости. (Подумаешь - диковина!) А награбленное они где сбывать будут? Опять же - где-то надо лошадок и коров своих сбагривать. Им самим до зарезу где-то нужно место для спокойной торговли и обмена. Почему не здесь - прямо у порогов, где открыты пути на все стороны света?

И за пару тысяч лет никто там домик не поставил с гулящими девками?

Что-то сомнительно.
Бордель археологам отыскать затруднительно - спору нет. А вот поискать крепостёнку или следы большого торга - в самый раз. Да и способы исследований развились изрядно, но...

Как хорошо и к месту там сейчас водохранилище - концы в воду во всех смыслах!

Причём тут Киев, как наконечник Русского копья?

Появление сильного укрепления, окружённого Змиевыми валами - это не только кость в горле византийского (да и любого другого) наступления с юго-запада. Это ещё появление приличного по размеру безопасного пространства, где проезжему купцу можно просто отстегнуть князю и спать спокойно, не боясь за товар и не тратясь на охрану.

А до порогов от границы Змиевых валов не так уж и далеко - предположу, что по реке несколько дней.

То есть, если допустить, что возле нынешнего Днепропетровска был большой торг и сходились купеческие пути-дорожки, то вбиванием этого Русского копья русские князья серьёзно меняли картину этих путей.
Причём в свою пользу.

Почему?

Потому что Змиевы валы начисто закрывали лесостепной участок - самое распрекрасное место для разбойничьих ватаг, которым никто не указ - ни русы на севере, ни степняки на юге.

Поглядите на карту - от Варшавы и Люблина чуть ли не прямая линия через Киев к Днепровским порогам. Поселения там были уже в 10-м веке, хотя, спору нет, нынешним размахом там и не пахло (либо не там копали и копают).

Вот представьте себя на месте купца, который везёт товар из германских земель. Как ему отвезти товар в Черноморские степи? Или в Хазарию?
С каким нервным ознобом какой радостью он должен думать о пути "из варяг в греки"?
Как ему улыбается тащиться вдоль побережья Чёрного моря, отстёгивая византийцам и гадая, кто нынче главный в степи?

Или ехать через Киев, а?

И теперь простой вопрос - а хазары были настолько дурными, чтобы не навести порядок на торговом пути от Итиля до Днепровских порогов?

Что-то тоже не верится.

Всё озвученное в этой записи - не более чем размышления. Ни на что особо не замахивающиеся.
Просто мысли вслух.


Если чем дополните - буду признателен.
-----------------
>И теперь простой вопрос - а хазары были настолько дурными, чтобы не навести порядок на торговом пути от Итиля до Днепровских порогов?

Так вроде были же при хазарах через всю степь сухопутные пути. Они вроде даже описаны в исторических документах.

...Или взять ещё первую половину 19 века, когда ещё железных дорог и параходов не было. Вверх по Днепру никто грузы не поднимал. Доставка грузов с Украины в Петербург выглядела, например так: сухим путём до Гжатской пристани в Смоленской губернии, а оттуда весной по высокой воде по водным путям в Питер. Уровень развития транспорта, в 19 веке был несильно лучше 9. Т.е. видим, что на юге в степях проще на телегах.

Единственное, что на корабле безопаснее - он недосягаем для кочевника. И на нём же можно пересечь море до Царьграда. Но в то же время очевидно, что никакой морской корабль не смог бы пройти волоки из Днепра в Двину, а тем более в ловать.
---Хазары контролировали торговые пути -этим и кормились им было выгодно что бы через них шли товары
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments