Оригинал взят у
bortnikk в Днепровские пороги
Так вроде были же при хазарах через всю степь сухопутные пути. Они вроде даже описаны в исторических документах.
...Или взять ещё первую половину 19 века, когда ещё железных дорог и параходов не было. Вверх по Днепру никто грузы не поднимал. Доставка грузов с Украины в Петербург выглядела, например так: сухим путём до Гжатской пристани в Смоленской губернии, а оттуда весной по высокой воде по водным путям в Питер. Уровень развития транспорта, в 19 веке был несильно лучше 9. Т.е. видим, что на юге в степях проще на телегах.
Единственное, что на корабле безопаснее - он недосягаем для кочевника. И на нём же можно пересечь море до Царьграда. Но в то же время очевидно, что никакой морской корабль не смог бы пройти волоки из Днепра в Двину, а тем более в ловать.
---Хазары контролировали торговые пути -этим и кормились им было выгодно что бы через них шли товары
«И повеле Олег воем своим колеса изделати и воставляти на колеса корабли. И бывше покосну ветру, въспяша парусы съ поля, и идяше къ граду. » (с, Повесть временных лет).
Раз уж завёл речь о наконечнике Русского копья, то волей-неволей надо разгребать начатое.
Днепр - это важный водный путь. Что в 10-м веке, что в любом другом.
Меня сразу спросят подкованные люди "А пороги?".
Вот о них и поговорим.
Фотографии днепровских порогов впечатляют.

Проходить их на лодочках, да ещё и с грузом, который притащен из тридевятого царства за тридевять земель - безумие чистой воды. То есть надо причаливать, разгружаться, тащить лодки волоком. И постоянно крутить башкой по сторонам, время от времени проверяя, как легко меч выходит из ножен. Накладненько!
А официальная историческая наука ещё стращает кочевниками-грабителями в этом трудном месте.
Да ещё такое дело. Порогов много. То есть грузиться и разгружаться надо неоднократно.
Вообще, по-хорошему, если нужно протащить грузы как можно быстрее в целостности и сохранности, то просятся два решения этой задачи:
1. У первого же порога перегрузить весь товар на телеги и, протащив все ладьи через пороги, загрузиться обратно - и плыви себе спокойно хоть по Чёрному морю, хоть по ещё какому. (Телеги ещё надо где-то взять - разговор отдельный).
2. Продать весь товар сразу у первого же порога ожидающей стороне. И потом товар на телегах или вьюками расходится во все стороны по степным дорожкам.
Оба решения в разы проще и выгоднее, чем те, что предлагает официальная историческая наука.
Дескать, сами плыли, сами таскали, сами отбивались от кочевников-грабителей. А пупок не надорвётся? Ведь надо ещё лагерь ставить и жрачку готовить. Два-три дня такого напряга, и всю ватагу можно брать голыми руками.
(Хотя нет, можно ещё проще - у спускавшихся с севера русов были телеги-амфибии. Надоело плыть - щёлк и катишься по суше. Или без всякого "щёлк" - так прямо с колёсами и плавали!
Именно суда такого образца и применил князь Олег при осаде Константинополя.
Такая мысль без дела прозябает!
Представляю заголовки "Утерянные технологии Славяно-Русов!", "Прообраз "Каспийского монстра" в войске древнего князя!".
"Суда на воздушной подушке в 9-м веке!".
Сейчас как ухватятся больные той же Тартарией - только успевай ухохатываться. С другой стороны - чего бы им не бросить объедки с русского стола?).
Но вернёмся к торговле и проходу через пороги в 10-м веке.
Отдельная охрана была? Смысл?
Нет, ну сами представьте - тащить с собою дружину за пару тысяч вёрст, только ради того, чтобы она стояла и зевала, почёсывая разные части тела, покуда купцы, гребцы и слуги товар разгружают, таскают и загружают по новой. А ведь эту охрану надо всю дорогу кормить за свой счёт. Да и не поможет она против кочевой орды.
А что, если крепость там поставить? И брать с проплывающих плату? Есть где телеги хранить опять же.
Постоялые дворы ой-как к месту. Даже если сами таскали ладьи - поди плохо отдохнуть в тепле и сытости!
Кочевники всё разграбят? Но крепость ещё взять надо - начнём с этого. Таких маленьких "орешков", об которые может очень сильно обломать зубы войско любого размера, до сих пор полным-полно.
Да и не в этом дело.
Пусть имеются в наличии кочевники, которые легко берут крепости. (Подумаешь - диковина!) А награбленное они где сбывать будут? Опять же - где-то надо лошадок и коров своих сбагривать. Им самим до зарезу где-то нужно место для спокойной торговли и обмена. Почему не здесь - прямо у порогов, где открыты пути на все стороны света?
И за пару тысяч лет никто там домик не поставил с гулящими девками?
Что-то сомнительно.
Бордель археологам отыскать затруднительно - спору нет. А вот поискать крепостёнку или следы большого торга - в самый раз. Да и способы исследований развились изрядно, но...
Как хорошо и к месту там сейчас водохранилище - концы в воду во всех смыслах!
Причём тут Киев, как наконечник Русского копья?
Появление сильного укрепления, окружённого Змиевыми валами - это не только кость в горле византийского (да и любого другого) наступления с юго-запада. Это ещё появление приличного по размеру безопасного пространства, где проезжему купцу можно просто отстегнуть князю и спать спокойно, не боясь за товар и не тратясь на охрану.
А до порогов от границы Змиевых валов не так уж и далеко - предположу, что по реке несколько дней.
То есть, если допустить, что возле нынешнего Днепропетровска был большой торг и сходились купеческие пути-дорожки, то вбиванием этого Русского копья русские князья серьёзно меняли картину этих путей.
Причём в свою пользу.
Почему?
Потому что Змиевы валы начисто закрывали лесостепной участок - самое распрекрасное место для разбойничьих ватаг, которым никто не указ - ни русы на севере, ни степняки на юге.
Поглядите на карту - от Варшавы и Люблина чуть ли не прямая линия через Киев к Днепровским порогам. Поселения там были уже в 10-м веке, хотя, спору нет, нынешним размахом там и не пахло (либо не там копали и копают).
Вот представьте себя на месте купца, который везёт товар из германских земель. Как ему отвезти товар в Черноморские степи? Или в Хазарию?
Скаким нервным ознобом какой радостью он должен думать о пути "из варяг в греки"?
Как ему улыбается тащиться вдоль побережья Чёрного моря, отстёгивая византийцам и гадая, кто нынче главный в степи?
Или ехать через Киев, а?
И теперь простой вопрос - а хазары были настолько дурными, чтобы не навести порядок на торговом пути от Итиля до Днепровских порогов?
Что-то тоже не верится.
Всё озвученное в этой записи - не более чем размышления. Ни на что особо не замахивающиеся.
Просто мысли вслух.
Если чем дополните - буду признателен.
-----------------
>И теперь простой вопрос - а хазары были настолько дурными, чтобы не навести порядок на торговом пути от Итиля до Днепровских порогов?Раз уж завёл речь о наконечнике Русского копья, то волей-неволей надо разгребать начатое.
Днепр - это важный водный путь. Что в 10-м веке, что в любом другом.
Меня сразу спросят подкованные люди "А пороги?".
Вот о них и поговорим.
Фотографии днепровских порогов впечатляют.
Проходить их на лодочках, да ещё и с грузом, который притащен из тридевятого царства за тридевять земель - безумие чистой воды. То есть надо причаливать, разгружаться, тащить лодки волоком. И постоянно крутить башкой по сторонам, время от времени проверяя, как легко меч выходит из ножен. Накладненько!
А официальная историческая наука ещё стращает кочевниками-грабителями в этом трудном месте.
Да ещё такое дело. Порогов много. То есть грузиться и разгружаться надо неоднократно.
Вообще, по-хорошему, если нужно протащить грузы как можно быстрее в целостности и сохранности, то просятся два решения этой задачи:
1. У первого же порога перегрузить весь товар на телеги и, протащив все ладьи через пороги, загрузиться обратно - и плыви себе спокойно хоть по Чёрному морю, хоть по ещё какому. (Телеги ещё надо где-то взять - разговор отдельный).
2. Продать весь товар сразу у первого же порога ожидающей стороне. И потом товар на телегах или вьюками расходится во все стороны по степным дорожкам.
Оба решения в разы проще и выгоднее, чем те, что предлагает официальная историческая наука.
Дескать, сами плыли, сами таскали, сами отбивались от кочевников-грабителей. А пупок не надорвётся? Ведь надо ещё лагерь ставить и жрачку готовить. Два-три дня такого напряга, и всю ватагу можно брать голыми руками.
(Хотя нет, можно ещё проще - у спускавшихся с севера русов были телеги-амфибии. Надоело плыть - щёлк и катишься по суше. Или без всякого "щёлк" - так прямо с колёсами и плавали!
Именно суда такого образца и применил князь Олег при осаде Константинополя.
Такая мысль без дела прозябает!
Представляю заголовки "Утерянные технологии Славяно-Русов!", "Прообраз "Каспийского монстра" в войске древнего князя!".
"Суда на воздушной подушке в 9-м веке!".
Сейчас как ухватятся больные той же Тартарией - только успевай ухохатываться. С другой стороны - чего бы им не бросить объедки с русского стола?).
Но вернёмся к торговле и проходу через пороги в 10-м веке.
Отдельная охрана была? Смысл?
Нет, ну сами представьте - тащить с собою дружину за пару тысяч вёрст, только ради того, чтобы она стояла и зевала, почёсывая разные части тела, покуда купцы, гребцы и слуги товар разгружают, таскают и загружают по новой. А ведь эту охрану надо всю дорогу кормить за свой счёт. Да и не поможет она против кочевой орды.
А что, если крепость там поставить? И брать с проплывающих плату? Есть где телеги хранить опять же.
Постоялые дворы ой-как к месту. Даже если сами таскали ладьи - поди плохо отдохнуть в тепле и сытости!
Кочевники всё разграбят? Но крепость ещё взять надо - начнём с этого. Таких маленьких "орешков", об которые может очень сильно обломать зубы войско любого размера, до сих пор полным-полно.
Да и не в этом дело.
Пусть имеются в наличии кочевники, которые легко берут крепости. (Подумаешь - диковина!) А награбленное они где сбывать будут? Опять же - где-то надо лошадок и коров своих сбагривать. Им самим до зарезу где-то нужно место для спокойной торговли и обмена. Почему не здесь - прямо у порогов, где открыты пути на все стороны света?
И за пару тысяч лет никто там домик не поставил с гулящими девками?
Что-то сомнительно.
Бордель археологам отыскать затруднительно - спору нет. А вот поискать крепостёнку или следы большого торга - в самый раз. Да и способы исследований развились изрядно, но...
Как хорошо и к месту там сейчас водохранилище - концы в воду во всех смыслах!
Причём тут Киев, как наконечник Русского копья?
Появление сильного укрепления, окружённого Змиевыми валами - это не только кость в горле византийского (да и любого другого) наступления с юго-запада. Это ещё появление приличного по размеру безопасного пространства, где проезжему купцу можно просто отстегнуть князю и спать спокойно, не боясь за товар и не тратясь на охрану.
А до порогов от границы Змиевых валов не так уж и далеко - предположу, что по реке несколько дней.
То есть, если допустить, что возле нынешнего Днепропетровска был большой торг и сходились купеческие пути-дорожки, то вбиванием этого Русского копья русские князья серьёзно меняли картину этих путей.
Причём в свою пользу.
Почему?
Потому что Змиевы валы начисто закрывали лесостепной участок - самое распрекрасное место для разбойничьих ватаг, которым никто не указ - ни русы на севере, ни степняки на юге.
Поглядите на карту - от Варшавы и Люблина чуть ли не прямая линия через Киев к Днепровским порогам. Поселения там были уже в 10-м веке, хотя, спору нет, нынешним размахом там и не пахло (либо не там копали и копают).
Вот представьте себя на месте купца, который везёт товар из германских земель. Как ему отвезти товар в Черноморские степи? Или в Хазарию?
С
Как ему улыбается тащиться вдоль побережья Чёрного моря, отстёгивая византийцам и гадая, кто нынче главный в степи?
Или ехать через Киев, а?
И теперь простой вопрос - а хазары были настолько дурными, чтобы не навести порядок на торговом пути от Итиля до Днепровских порогов?
Что-то тоже не верится.
Всё озвученное в этой записи - не более чем размышления. Ни на что особо не замахивающиеся.
Просто мысли вслух.
Если чем дополните - буду признателен.
-----------------
Так вроде были же при хазарах через всю степь сухопутные пути. Они вроде даже описаны в исторических документах.
...Или взять ещё первую половину 19 века, когда ещё железных дорог и параходов не было. Вверх по Днепру никто грузы не поднимал. Доставка грузов с Украины в Петербург выглядела, например так: сухим путём до Гжатской пристани в Смоленской губернии, а оттуда весной по высокой воде по водным путям в Питер. Уровень развития транспорта, в 19 веке был несильно лучше 9. Т.е. видим, что на юге в степях проще на телегах.
Единственное, что на корабле безопаснее - он недосягаем для кочевника. И на нём же можно пересечь море до Царьграда. Но в то же время очевидно, что никакой морской корабль не смог бы пройти волоки из Днепра в Двину, а тем более в ловать.
---Хазары контролировали торговые пути -этим и кормились им было выгодно что бы через них шли товары