УНИВЕРСИТЕТЫ ВСЕ БОЛЬШЕ РАБОТАЮТ В ХОЛОСТУЮ
Другой процесс, подрывающий качество образования, обусловлен падением конкуренции за места в вузах. Когда я поступал на исторический факультет, конкурс был 11 человек на место, в технических вузах он доходил до трех человек. Сейчас конкурс в два человека на место считается уже приличным, во многих местах недобор – обычное явление. В результате поступают почти все. Разумеется, не может 90% представителей молодого поколения быть в состоянии освоить не только университетскую, но и школьную программу. Если почти любой способен окончить данный университет, то это уже не университет. В целях сохранения численности студентов, от которой зависит финансовое благополучие вуза, планка требований постоянно снижается. В результате на выходе получаются предельно девальвированные дипломы. Эта тенденция наблюдается даже в самых лучших вузах страны. Если же брать региональные филиалы, то ценность их диплома часто приближается к нулю. Вероятность наличия у обладателя диплома реального высшего образования становится все меньше и меньше. В итоге возникает проблема поиска людей, действительно получивших образование, т.к. формальные документы уже мало о чем говорят.
Что делать?
Во-первых, привести структуру финансируемого государством профессионального образования в соответствие с требованиями рынка в настоящий момент и в ближайшей перспективе.
Во-вторых, расширять возможности получения высшего непрофессионального образования, дающего потенциал для развития личности, расширения кругозора, удовлетворения непрофессиональных амбиций. Например, люди занятые простым трудом, могут изучать иностранные языки, математику или литературу «просто для себя». Но это должно быть развивающее образование, а не получение бесполезной профессии, которая часто не предполагает развитие личности