aleksei_44 (aleksei_44) wrote,
aleksei_44
aleksei_44

Есть единомышленники - есть и надежда на здравый смысл

УНИВЕРСИТЕТЫ ВСЕ БОЛЬШЕ РАБОТАЮТ  В ХОЛОСТУЮ

0_stranger
ru_politics

Количество выпускников школ России падает, а количество мест в вузах России в постсоветский период выросло. В результате складывается абсурдная ситуация: стране нужны квалифицированные рабочие, но 90 % выпускников школ поступают в высшие учебные заведения (в СССР – 30 %). Обладателю диплома уже как-то не к лицу стоять у станка или класть кирпич. Революция притязаний, подстегиваемая диспропорциями в системе образования, еще более усугубляет дисбаланс на рынке труда, который во все больших масштабах восполняется иммигрантами. Разумеется, в стране нет такого количества рабочих мест, требующих реального высшего образования. И выпускники вузов идут в продавцы, секретари, занимают бесчисленные офисные вакансии, где и среднее образование избыточно. Такая перспектива подрывает мотивацию к учебе: зачем это осваивать, если на работе нередко хватит и двух извилин?
Другой процесс, подрывающий качество образования, обусловлен падением конкуренции за места в вузах. Когда я поступал на исторический факультет, конкурс был 11 человек на место, в технических вузах он доходил до трех человек. Сейчас конкурс в два человека на место считается уже приличным, во многих местах недобор – обычное явление. В результате поступают почти все. Разумеется, не может 90% представителей молодого поколения быть в состоянии освоить не только университетскую, но и школьную программу. Если почти любой способен окончить данный университет, то это уже не университет. В целях сохранения численности студентов, от которой зависит финансовое благополучие вуза, планка требований постоянно снижается. В результате на выходе получаются предельно девальвированные дипломы. Эта тенденция наблюдается даже в самых лучших вузах страны. Если же брать региональные филиалы, то ценность их диплома часто приближается к нулю. Вероятность наличия у обладателя диплома реального высшего образования становится все меньше и меньше. В итоге возникает проблема поиска людей, действительно получивших образование, т.к. формальные документы уже мало о чем говорят.
Что делать?
Во-первых, привести структуру финансируемого государством профессионального образования в соответствие с требованиями рынка в настоящий момент и в ближайшей перспективе.
Во-вторых, расширять возможности получения высшего непрофессионального образования, дающего потенциал для развития личности, расширения кругозора, удовлетворения непрофессиональных амбиций. Например, люди занятые простым трудом, могут изучать иностранные языки, математику или литературу «просто для себя». Но это должно быть развивающее образование, а не получение бесполезной профессии, которая часто не предполагает развитие личности

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 24 comments